Акимов Николай Павлович

АКИМОВ Николай Павлович [3(16).4. 1901, Харьков - 6.9.1968, Москва], российский режиссёр, сценограф, график, народный артист СССР (1960). В 1914-22 годах учился в Петрограде: в школе Общества поощрения художеств, в студии С. М. Зайденберга, Новой художественный мастерской (педагоги М. В. Добужинский, А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев), во Вхутемасе (педагоги Добужинский, Е. Э. Радлов).

АКИМОВ Николай ПавловичВ 1922 году как театральный художник дебютировал в постановке пьесы Ю. М. Бонди и В. Э. Мейерхольда «Алинур» (по О. Уайльду) в театре «Красный факел» (Харьков). Оформил спектакли: «Мистер Могридж-младший» М.Я. Тригера (1924, театр «Вольная комедия»), «Девственный лес» Э. Толлера (1924, БДТ); «Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова (1926), «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова (1927) и «Тартюф» Мольера (1929) - в Ленинградском театре драмы; «Человек с портфелем» А. М. Файко (1928, московский Театр Революции); «Заговор чувств» Ю. К. Олеши (1929) и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (1930) в Театре имени Евгения Вахтангова; «Школа злословия» Р. Шеридана (1940) и «Офицер флота» А. А. Крона (1945) — во МХАТе и др. В 1920-30-х годах проявил себя как художник-режиссёр, раскрывающий идею пьесы в синтезе визуальных форм (декорации, костюм, грим, бутафория). Использовал разнообразные постановочные приёмы и выразительные средства различных стилей и направлений, в том числе конструктивизма, экспрессионизма, новой вещественности, ар деко. Первая самостоятельная режиссёрская работа - «Гамлет» У. Шекспира (1932, Театр имени Евгения Вахтангова), трактованная Акимовым как политическая сатира, - была объявлена формалистической и снята с репертуара. В 1935-47 и 1955-68 годах художественный руководитель Ленинградского театра комедии. Оформил и поставил спектакли: «Валенсианская вдова» Лопе де Веги и «Опасный поворот» Дж. Б. Пристли (оба 1939), «Двенадцатая ночь» Шекспира (1938, 1964), «Тень» (1940, 1960), «Обыкновенное чудо» (1956)    и «Дракон» (1962) Е.Л. Шварца, «Деревья умирают стоя» А. Касоны (1957), «Пёстрые рассказы» (по А. П. Чехову, 1959), «Дон Жуан» (по Дж. Байрону, 1963) и др. Блестящее остроумие, точность характеристик, глубина раскрытия авторского замысла, яркое и парадоксальное оформление спектаклей Акимова определили неповторимость творческого стиля театра. В 1951-55 годах главный режиссёр Театра имени Ленсовета (до 1953 Ленинградского Нового театра). В спектаклях «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1953), «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1955; серебряная медаль Всемирной выставки в Брюсселе за эскизы оформления, 1958), ставших вершиной режиссёрского творчества, Акимов раскрылся как сатирик, обнаживший трагические глубины драматических произведений. Выступал также как художник кино («Кащей Бессмертный», 1945; «Золушка», 1947); внёс значительный вклад в искусство книжной графики (иллюстрации к Собранию сочинений А. де Ренье, 1924-27, и Ж. Ромена, 1925— 1930), создал графические портреты деятелей искусства (в том числе Д. Д. Шостаковича, 1931; Е.Л. Шварца, 1939; В. И. Качалова, 1942; Н. П. Охлопкова, 1945; А. И. Райкина, 1958), плакаты и афиши к спектаклям. С 1955 года преподавал в ЛГИТМиКе (профессор с 1960 года).

Реклама

Соч.: О театре. М.; Л., 1962; Не только о театре. 2-е изд. Л.; М., 1966; Театральное наследие. Л., 1978. Кн. 1-2.

Лит.: Бартошевич А.А. Акимов. Л., 1933; Эткинд М. Η. П. Акимов - художник. Л., 1960; он же. Н. Акимов: Сценография, графика. М., 1980; Театральный плакат Н. Акимова. М., 1963.   

Е. И. Струтинская.