Акимов Николай Павлович
АКИМОВ Николай Павлович [3(16).4. 1901, Харьков - 6.9.1968, Москва], российский режиссёр, сценограф, график, народный артист СССР (1960). В 1914-22 годах учился в Петрограде: в школе Общества поощрения художеств, в студии С. М. Зайденберга, Новой художественный мастерской (педагоги М. В. Добужинский, А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев), во Вхутемасе (педагоги Добужинский, Е. Э. Радлов).
В 1922 году как театральный художник дебютировал в постановке пьесы Ю. М. Бонди и В. Э. Мейерхольда «Алинур» (по О. Уайльду) в театре «Красный факел» (Харьков). Оформил спектакли: «Мистер Могридж-младший» М.Я. Тригера (1924, театр «Вольная комедия»), «Девственный лес» Э. Толлера (1924, БДТ); «Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова (1926), «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова (1927) и «Тартюф» Мольера (1929) - в Ленинградском театре драмы; «Человек с портфелем» А. М. Файко (1928, московский Театр Революции); «Заговор чувств» Ю. К. Олеши (1929) и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (1930) в Театре имени Евгения Вахтангова; «Школа злословия» Р. Шеридана (1940) и «Офицер флота» А. А. Крона (1945) — во МХАТе и др. В 1920-30-х годах проявил себя как художник-режиссёр, раскрывающий идею пьесы в синтезе визуальных форм (декорации, костюм, грим, бутафория). Использовал разнообразные постановочные приёмы и выразительные средства различных стилей и направлений, в том числе конструктивизма, экспрессионизма, новой вещественности, ар деко. Первая самостоятельная режиссёрская работа - «Гамлет» У. Шекспира (1932, Театр имени Евгения Вахтангова), трактованная Акимовым как политическая сатира, - была объявлена формалистической и снята с репертуара. В 1935-47 и 1955-68 годах художественный руководитель Ленинградского театра комедии. Оформил и поставил спектакли: «Валенсианская вдова» Лопе де Веги и «Опасный поворот» Дж. Б. Пристли (оба 1939), «Двенадцатая ночь» Шекспира (1938, 1964), «Тень» (1940, 1960), «Обыкновенное чудо» (1956) и «Дракон» (1962) Е.Л. Шварца, «Деревья умирают стоя» А. Касоны (1957), «Пёстрые рассказы» (по А. П. Чехову, 1959), «Дон Жуан» (по Дж. Байрону, 1963) и др. Блестящее остроумие, точность характеристик, глубина раскрытия авторского замысла, яркое и парадоксальное оформление спектаклей Акимова определили неповторимость творческого стиля театра. В 1951-55 годах главный режиссёр Театра имени Ленсовета (до 1953 Ленинградского Нового театра). В спектаклях «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1953), «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1955; серебряная медаль Всемирной выставки в Брюсселе за эскизы оформления, 1958), ставших вершиной режиссёрского творчества, Акимов раскрылся как сатирик, обнаживший трагические глубины драматических произведений. Выступал также как художник кино («Кащей Бессмертный», 1945; «Золушка», 1947); внёс значительный вклад в искусство книжной графики (иллюстрации к Собранию сочинений А. де Ренье, 1924-27, и Ж. Ромена, 1925— 1930), создал графические портреты деятелей искусства (в том числе Д. Д. Шостаковича, 1931; Е.Л. Шварца, 1939; В. И. Качалова, 1942; Н. П. Охлопкова, 1945; А. И. Райкина, 1958), плакаты и афиши к спектаклям. С 1955 года преподавал в ЛГИТМиКе (профессор с 1960 года).
Реклама
Соч.: О театре. М.; Л., 1962; Не только о театре. 2-е изд. Л.; М., 1966; Театральное наследие. Л., 1978. Кн. 1-2.
Лит.: Бартошевич А.А. Акимов. Л., 1933; Эткинд М. Η. П. Акимов - художник. Л., 1960; он же. Н. Акимов: Сценография, графика. М., 1980; Театральный плакат Н. Акимова. М., 1963.
Е. И. Струтинская.