Абеляр

АБЕЛЯР Пётр (Пьер) (латинский Petrus Abailardus, Abaelardus; французский Abelard) (1079, Ле-Пале, близ Нанта - 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалонсюр-Сон, Бургундия), французский философ, теолог, поэт; основоположник концептуализма. Родился в Бретани в рыцарской семье. Отказался от права майората, стал школяром-клириком. Учился у Росцелина в Вансе, у Теодорика (Тьерри) в Шартре, у Гильома из Шампо в Париже, у Ансельма в Лане. После ряда блестящих побед на диспутах основал собственную школу в Мелёне, затем в Корбейе и в Париже (на холме Святой Женевьевы, будущем Латинском квартале).

К 1117-19 годам относится его знаменитый роман с Элоизой, племянницей каноника Фульбера. Брак с Элоизой имел трагические последствия: желание сохранить брак в тайне, чтобы не повредить своей магистерской карьере, заставило Абеляра временно поместить Элоизу в монастырь, устроив фиктивный постриг, что было истолковано её родными как желание от неё избавиться; они наняли слугу, который оскопил Абеляра. После этого и Абеляр, и Элоиза вынужденно приняли монашеский постриг. Абеляр поступил в монастырь Сен-Дени, где продолжил преподавание (некоторое время находился под арестом в аббатстве Святого Медарда), затем уединился в местечке Ножансюр-Сен в Шампани, где построил молельню Параклет, в 1125-32 годах был аббатом монастыря Святого Гильдазия Рюисского (Сен-Жильда) в Бретани, наконец, в 1136 году возобновил занятия философией и теологией в школе на холме Святой Женевьевы.

Реклама

Абеляр был обвинён в ереси поместным собором в Суассоне (1121) за нарушение монашеских обетов, запрещавших преподавать в мирских школах, и преподавание теологии без церковной лицензии и поместным собором в Сансе (1140), признавшим его обвинение Бернардом Клервоским в арианской, пелагианской и несторианской ересях. Папа Иннокентий II подтвердил обвинение. Теологические трактаты Абеляра были сожжены в соборе Святого Петра в Риме. Последние два года жил в аббатстве Клюни под покровительством его настоятеля Петра Достопочтенного.

Автор латинских любовных стихов, автобиографической прозы «История моих бедствий» («Historia calamitatum mearum», 1132-36; французский перевод - 12 век, издан в 1616 году), писем к Элоизе (1132-35); психологическая глубина, исповедальные черты, тонкий анализ душевных переживаний в произведениях Абеляра оказали влияние на новоевропейских поэтов и писателей (Ф. Петрарка, Ж. Ж. Руссо, А. Поп, Р. Вайян и др.). В числе многочисленных соч. Абеляра - «Логика», «Диалектика», «О единстве и троичности Бога» («De unitate et trinitate Dei»), «Введение в теологию» («Introductio ad theologiam»), «Теология Высшего блага» («Theologia Summi boni»), «Христианская теология» («Theologia christiana»), «Этика, или Познай самого себя» («Ethica, seu Scito te ipsum»), «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином» («Dialogue inter Philosophum, Judaeum et Christianum»).

С именем Абеляра связано оформление схоластического антитетического метода, основанного на идее эквивокации (термин введён Боэцием) — равнозначности, двусмысленности. В произведение «Да и Нет» («Sic et Non»), где через метод цитатного сопоставления были собраны противоречивые высказывания отцов Церкви по поводу одной и той же проблемы, эта идея выражена в различных аспектах: один и тот же термин передаёт разные значения, в частности, в силу наличия в языке тропов и фигуральных высказываний, а также вследствие переноса термина из одного вида знания в другой (например, выражение «человек есть», справедливое для естественного знания, несправедливо для теологического, поскольку глагол «есть» полностью применим только к Богу). Утверждение и отрицание оказываются в одном случае (в теологии) противоречиями, в другом (в естествознании) - разными равноправными формами связи слова и вещи.

Выделив теологию и этику как самостоятельные теоретические дисциплины, Абеляр положил начало дисциплинарности знания. В этике он вводит понятие интенции - осознанного умысла поступка. Не считая, в отличие от Августина, волю его инициатором, Абеляр переносит внимание с результата, каким является поступок, на оценку состояния души, что позволяет выявить при внешне одинаковых поступках различные намерения. В силу того что грех, определяемый через интенцию, искупается благодаря осознанному раскаянию, что предполагает внутреннее вопрошание души, то оказывается, что: 1) грешнику не нужен посредник (священник) в общении с Богом; 2) грешниками не являются люди, совершившие «грех» по неведению или в силу неприятия евангельской проповеди (например, палачи Христа); 3) наследуется не первородный грех, а наказание за него.

Логика Абеляра представляет собой теорию речи, поскольку в её обосновании лежит идея высказывания, понятого как концепт - связь вещи и речи о вещи. Концепт есть, по Абеляру, универсалия, поскольку именно речь «схватывает» (конципирует) все возможные смыслы, отбирая необходимое для конкретного представления вещи. В отличие от понятия, концепт связан с общением субъектов речи - говорящим и слушающим и осуществляется в пространстве души с её ритмами, энергией и интонацией. Это предельное выражение субъекта, которое изменяет душу и размышляющего индивида, и слушателя, актуализируя в ответах на его вопросы те или иные смыслы. Концепт синтезирует в себе три способности души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения - в будущее, а как акт суждения - в настоящее.

Соч.: Migne PL. Т. 178; Philosophische Schriften / Hrsg. von В. Geyer. Munster, 1939; История моих бедствий. М., 1959; Теологические трактаты. М., 1995.

Лит.: Jolivet J. Art du langage et theologie chez Abelard. Р., 1969; Fumagalli Beonio-Broccieri М. Т. Introduzione а Abelardo. Roma, 1974; Abelard en son temps. Р., 1981; Неретина С. С. Концептуализм Абеляра. М., 1996; Федотов Г. П. Абеляр // Федотов Г. П. Собр. соч.: В 12 т. М., 1996. Т. 1.

С. С. Неретина.