Абрамцевский Художественный Кружок

АБРАМЦЕВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК (Мамонтовский кружок), содружество деятелей русской культуры, преимущественно московских, объединившихся в усадьбе С. И. Мамонтова Абрамцево с середины 1870-х годов (на раннем этапе «лидером» кружка был М. В. Прахов).

В разное время в него входили: В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, В. Д. и Е.Д. Поленовы, В. А. Серов, К. А. и С. А. Коровины, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, М. М. Антокольский, И. И. Левитан, И. С. Остроухов, М. В. Якунчикова, Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский и др. В Абрамцевском художественном кружке изучение русской истории и культуры сочеталось со стремлением оживить традиции народного творчества (столярной мастерской, возрождавшей искусство резьбы по дереву, в 1885-98 годах руководила Е. Д. Поленова, затем Н. Я. Давыдова; в деятельности керамической мастерской, созданной в 1890 году технологом-керамистом П. К. Ваулиным, важнейшую роль сыграл Врубель).

В Абрамцево был устроен один из первых в России музеев народного творчества (1885 год). Установка Абрамцевского художественного кружка на эстетизацию повседневной жизни стала основой оригинального творчества членов кружка, вначале в формах неорусского стиля, позднее близкого русскому символизму и модерну. В 1900-е годы Абрамцевский художественный кружок фактически распался; керамическая мастерская была перенесена в Москву (сохраняя название «Абрамцево»), в ней изготовлялись декоративные изразцовые панно для гостиницы «Метрополь», Ярославского вокзала, фриз для фасада Третьяковской галереи и др.; эта мастерская (гончарный завод) прекратила существование после смерти Мамонтова (1918 год).

Лит.: Коган Д. Мамонтовский кружок. М., 1970; Пастон Э. Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003.

А. У. Греков.