Абу-Ль-Хузайл Аль-Аллаф
АБУ-ЛЬ-ХУЗАЙЛ АЛЬ-АЛЛАФ Мухаммед [между 753 и 748, Басра - 840 или 841 (по другим сведениям, 849 или 850), Самарра], крупнейший представитель басрийской школы ранних мутазилитов. Жил, учился и преподавал сначала в Басре, с 818 года в Багдаде. Ученик Османа ат-Тавила, последователя Басила ибн Ата. Абу-ль-Хузайл Аль-Аллаф имел много последователей, внёсших значительный вклад в разработку богословия и философии мутазилитов. К его ученикам относятся богословы Абу Якуб аш-Шаххам и Абу Осман аль-Адами, халиф аль-Мамун, в правление которого ислам как государственная религия испытал сильное влияние учения мутазилитов. Абу-ль-Хузайл Аль-Аллаф написал около 60 полемических сочинений, из которых ни одно не дошло до нашего времени. Его взгляды известны в изложении аш-Шахрастани. В своих «Опровержениях» он дискутировал с зороастрийцами, манихеями, христианами, иудеями, а также с представителями разных течений внутри ислама (антропоморфистами, джабаритами, мурджиитами и пр.). По преданию, доводы Абу-ль-Хузайл Аль-Аллафи помогли обращению в ислам людей других вероисповеданий. Поставив важные философские и теологические проблемы о соотношении сущности и атрибутов Бога, слове Божьем, свободе воли, акциденции (джаухар) тел и атома и пр., Абу-ль-Хузайл Аль-Аллаф оказал существенное влияние на развитие мусульманского богословия, хотя большая часть его выводов и была отвергнута впоследствии суннитскими и мутазилитскими теологами.
Лит.: Frank R. М. The metaphysics of created being according to Abu-1-Hudhayl al-‘Allaf. 1st., 1966; аш-Шахрастани, Мухаммад ибн ‘Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах. М., 1984. 4,1: Ислам.
И. Л. Алексеев.