Адат
АДАТ (от арабского ада - обычай), комплекс поведенческих норм, институтов и практик мусульман, не отражённых в шариате. Понятие адата сложилось в доисламской Аравии и в ходе исламизации в 8-19 веках широко распространилось в Евразии и Африке. Употребляется в двух основных значениях: обычное право, неправовой обычай.
Основным источником права в адате был прецедент в форме решений сельских и племенных сходов, медиаторских судов (арабский - сулх), третейских судей (арабский - хакам), передававшихся изустно или записывавшихся. Адат доисламской Аравии оказал сильное влияние на формирование мусульманского права (арабский - фикх). Но в большинстве регионов мусульманского мира нормы адата выступали как альтернатива шариату. Здесь до 17-19 веков адат господствовал в области уголовного и отчасти семейного и поземельного права, в то время как шариату были подсудны гражданские, торговые и международные споры. Третейские судьи использовали принципы адата без ограничений, судьи по шариату (арабский - кади) и правительственные чиновники - лишь те из них, что не противоречили шариату.
Реклама
Общие черты адата - понятие о коллективном характере правонарушения; талион; система композиций, то есть возмещение физического или имущественного ущерба штрафами в пользу истца и общины; обвинительный и, как правило, гласный характер судебного разбирательства; локальный характер адата. Был широко распространён обычай «очищения» подозреваемого совместной присягой его родственников. Система наказаний включала коллективное насилие в форме кровной мести и ареста имущества односельчан неисправного должника или ответчика в гражданском иске (баранта, ишкиль).
В различных регионах мусульманского мира обычное право испытало влияние разных религиозно-правовых школ (араб, мазхаб) суннитского и шиитского ислама. В свою очередь адат немало повлиял на местную интерпретацию шариата. Древнейшие юридические памятники адата обнаружены в арабской эпиграфике и исторических хрониках Аравии и Передней Азии раннего Средневековья (6-9 века). Со временем появились правовые кодексы адата, в которые наряду с нормами обычного входили также элементы мусульманского права (например, Гидатлинские адаты в Дагестане, 17-19 века).
Государственная кодификация адата началась в Османской империи. Его нормы были использованы при составлении первого гражданского кодекса Маджаллат аль-ахкам аль-адлийя (1869-77 годы). Колониальные державы 19 века пытались опереться на адат в борьбе с мусульманским повстанчеством. Появились первые этнографические описания адата. Были созданы системы адатных судов. Подобные реформы лежали в основе военно-народного управления на российском дореволюционном Кавказе и в Средней Азии (1860-1917 годы), колониальных режимов французской Северной Африки и британской Индии. На советском мусульманском Востоке в ходе деколонизации 1920-30-х годов адат, рассматривавшийся как наследие «старого режима», был поставлен вне закона (глава 10 УК РСФСР 1928 года).
Неправовые обычаи адата касаются в основном правил поведения в семье, обрядов, одежды и блюд народной кухни. Они претерпели столь же сильные перемены в ходе исламизации. Обычаи, расходившиеся с предписаниями шариата, были предметом жёсткой критики мусульманских правоведов. Однако, поскольку процесс исламизации растянулся во многих регионах Евразии и Африки на сотни лет, изживание бытового адата шло крайне медленно.
После распада СССР на территории постсоветских государств отношение к правовым и неправовым нормам адата изменилось. В 1990-е годы ряд субъектов Российской Федерации и стран СНГ перешли к политике возрождения местного адата. В частности, этой задаче должны служить республиканские законы «О сельской общине», «О сельском самоуправлении» и «О третейских судах», принятые в 1995-97 годах на Северном Кавказе. Созданные в это время национальные движения не раз пытались использовать нормы адата для урегулирования межэтнических конфликтов. Однако пока попытки реанимировать адат как автономную систему права не принесли ожидаемых результатов.
Лит.: Бобровников В.О. Адат//Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. М., 2001. Вып. 3; Обычное право народов России. Библиографический указатель / Сост. А. А. Никишенков. М., 1998.
В. О. Бобровников.