Адиафора
АДИАФОРА (греческий αδι?φορα - безразличное), в античной философии обозначение явлений, безразличных с точки зрения добра и зла. Наибольшее развитие учение об адиафоре получило у киников и в стоицизме, представители которых всё сущее разделяли на доброе, злое и адиафору (то есть «ни то, ни другое»).
В христианстве вопросы добра и зла рассматриваются в аспекте спасения человека: так как грехопадение привело к смешению в человеке добра и зла, то вся его сознательная духовная жизнь представляет борьбу со злом, поэтому у него не может быть нейтрального отношения к каким-либо поступкам и явлениям жизни. В протестантизме 16-17 веков возникали так называемые адиафористские споры по вопросам религиозно-нравственной оценки некоторых действий человека или явлений жизни. Так, сторонники Ф. Меланхтона полагали «внешними», то есть адиафорскими, таинства миропомазания и елеосвящения, а также почитание святых; строгие лютеране (Н. Амсдорф), напротив, считали, что в делах веры не может быть ничего нравственно безразличного.
Лит.: Бецольд Ф. История реформации в Германии. СПб., 1900. Т. 2; Rabe Н. Reich und Glaubensspaltung Deutschland 1500-1600. Munch., 1989; Миронов А. Ю. Адиафора // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1.
Е. С. Элбакян.