Адиваси
АДИВАСИ (хинди - коренной житель, абориген) («зарегистрированные племена»), собирательное название народов Индии, сохранивших черты архаической культуры и социальной организации. Численность 84,33 миллионов человек (2001 год, перепись; 8,2% от населения Индии), в том числе в штатах Мадхья-Прадеш - 12,23 миллионов человек, Махараштра - 8,58 миллионов человек, Гуджарат - 7,48 миллионов человек, Раджастхан - 7,10 миллионов человек, Джаркханд - 7,08 миллионов человек.
К адиваси причисляют как крупные (гонды, бхилы, санталы, ораоны, кхаси, малер, нага, мизо и другие), так и малочисленные (тода, бирхоры, асуры и другие) народы. Компактно живут в так называемом племенном поясе (от Западной Бенгалии на востоке до Раджастхана на западе), на северо-востоке, в Пригималайской зоне и на юге в районе гор Нилгири, составляя большинство населения штатов Нагаленд, Мизорам, Мегхалая. Говорят на языках всех семей, распространённых в Индии. Распространено дву- и трёхъязычие, в контактных зонах сложилась лингва-франка на основе разных языков Индии (садри, нефамезе, деши).
Адиваси - потомки доарийского населения Индии. В физическом типе преобладают признаки веддоидной и южноазиатской рас. Традиционные занятия - ручное (подсечно-огневое и террасное) и пашенное земледелие; некоторые народы, особенно в Пригималайской зоне, специализируются на скотоводстве, сохраняются охота и собирательство. Адиваси не включены в систему варн, не имеют каст, не соблюдают индуистских пищевых запретов, сохраняют пережитки родоплеменных отношений, нормы обычного права, управляются племенными советами. Верующие - индуисты (около 60%), христиане (23%, особенно в северо-восточных штатах), буддисты (около 7%), мусульмане (3%). Все адиваси сохраняют традиционные культы, институт жрецов, праздники, фольклор, ремесленные традиции и другое. Движение за этнополитическое самоопределение часто приводит к выделению автономных штатов (Нагаленд, Мизорам, Джаркханд и другие) и округов.
Лит.: The scheduled tribes//People of India. National series. Calcutta, 1994. Vol. 3.
И. М. Семашко, Е. С. Юрлова.