Адлер Альфред

АДЛЕР (Adler) Альфред АДЛЕР (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена - 28.5.1937, Абердин, Шотландия), австрийский психиатр и психолог, основатель «индивидуальной психологии» (одного из направлений глубинной психологии). После окончания Венского университета (1895 год) работал врачом в Вене, в 1902 году приглашён З. Фрейдом в его психоаналитический кружок, впоследствии Венское психоаналитическое общество, в 1910-11 годах - президент этого общества. В 1911 году Адлер порвал с Фрейдом и основал собственную школу.

Работы Адлера этого периода посвящены в основном проблемам неврозов, в частности, изучению влияния органических дефектов на развитие личности. Опираясь на данные психопатологии, Адлер создал своё учение о компенсации. Универсальным источником развития личности выступает, по Адлеру, первичное чувство неполноценности, переживаемое человеком (смотри Комплекс неполноценности) и порождающее стремление к самоутверждению, позитивному развитию, которое Адлер обозначает заимствованным у Ф. Ницше термином «Wille zur Macht» - «воля к власти». Под влиянием этого стремления неполноценность компенсируется или даже сверхкомпенсируется.

Реклама

Адлер отрицает наличие жёсткой границы между сознательным и бессознательным, критикуя учение З. Фрейда о конфликте между ними. Адлер впервые в психологии противопоставил каузальному объяснению принцип финализма и активности: человек не прикован к своему прошлому, а сам творит свою жизнь в соответствии с целями, которые лежат в будущем. Ставя вопрос «для чего?», а не «отчего?», Адлер рассматривает, например, симптомы неврозов как средство достижения определённой цели. Подчёркивая целостность и активность личности, Адлер вводит понятие жизненного стиля личности - интегрального образования, определяющего единую направленность и неповторимость всех проявлений индивидуума.

После 1-й мировой войны учение Адлера приобрело большую популярность. Во многих странах возникли общества индивидуальной психологии, созывались международные конгрессы, издавался «Международный журнал индивидуальной психологии» (1912-35 годы). Адлер выступал с сериями публичных лекций, основал медико-педагогическую консультативную службу в Вене и других городах.

В 1920-30-х годах Адлер во многом пересмотрел свои воззрения, создавая «науку жить». Чувство неполноценности перестаёт быть первичным и универсальным источником развития. В качестве исходного момента теперь вместо «стремления к власти» рассматривается «стремление к преодолению, к успеху», позднее - «стремление к совершенству».

Адлер  вводит понятие «чувство общности» (Gemeinschaftsgefuhl), или «социальный интерес» (social interest), означающее стремление к кооперации с другими людьми для достижения общих целей. В чувстве общности выражается изначальная социальность человека, сопричастность интересам человечества в целом. Чувство это необходимо сознательно развивать, хотя существуют врождённые его предпосылки. Оно является критерием психического здоровья; для невротиков, психопатов, преступников, наркоманов характерно недоразвитое чувство общности. В поздних работах Адлера важное место занимает понятие смысла, в частности, смысла жизни. «Наука жить» позволяет говорить об Адлере как о предтече гуманистической психологии, влияние его испытали К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл и другие.

С 1932 года Адлер жил главным образом в США, окончательно переселившись туда после запрета индивидуальной психологии нацистским правительством Австрии в 1934 году.

Соч.: The individual psychology of А. Adler: а systematic presentation of selections from his writings. N. Y., 1956; Superiority and social interest: а collection of later writings. Evanston, 1964; Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995; Наука жить. К., 1997; Понять природу человека. СПб., 1997; Очерки по индивидуальной психологии. М., 2002.

Лит.: Ansbacher Н. L. А. Adler revisited.N. Y., 1979.   

Д. А. Леонтьев.