Адмиралтейство
АДМИРАЛТЕЙСТВО,
1) высший орган военно-морского управления некоторых государств (Франции, Нидерландов, Испании и др.) главным образом в 17-19 веках. Ныне существует только в Великобритании. Оно основано в 1690 году, с 1869 года возглавляется первым лордом Адмиралтейства (он же выполняет функции морского министра), при котором действует Совет Адмиралтейства из числа высших офицеров. В Российской империи военно-морское управление осуществлялось Адмиралтейств-коллегией, затем Морским министерством, в СССР - рядом ведомств, в том числе наркоматом (министерством) военно-морского флота.
2) Государственное предприятие по строительству, ремонту и снаряжению военных кораблей для отдельного морского театра в 17-20 веках; в отличие от верфи выполняло весь объём необходимых работ - от заготовки строительных материалов и изготовления отдельных деталей до подготовки корабля к плаванию (бою). В России Адмиралтейство появились при Петре I (всего около 30; находились в ведении Адмиралтейского приказа и Адмиралтейской канцелярии). Первое Адмиралтейство для постройки морских судов основано в 1693 году в Архангельске (действовало до 1862 года, построило 153 линейных корабля для Балтийского моря). В 1694 году создано Воронежское Адмиралтейство для массовой постройки военных кораблей (свыше 40 крупных кораблей к 1711 году). На Балтийском море размещались Санкт-Петербургское Адмиралтейство (1704-1844, с 1800 года Главное Адмиралтейство; 98 линейных корабля), Новое Адмиралтейство в Санкт-Петербурге (1800; основано на месте Галерного двора; до 1855 года было построено 18 парусных линейных кораблей, затем 12 броненосцев; с 1908 года - составная часть Адмиралтейского судостроительного завода), Котлинское Адмиралтейство (открыто в 1752 году; с 1860 года - Доковое), Новое Адмиралтейство (1858) в Кронштадте и др.
Реклама
Первое Адмиралтейство на Чёрном море - Херсонское Адмиралтейство (1778-1829; 34 линейных корабля). В Севастополе имелись так называемые Старое (или Доковое) Адмиралтейство (основано в 1783 году) и Лазаревское Адмиралтейство, построенное в 1835—1849 годах по инициативе М. П. Лазарева (на период 1856-97 передавалось Русскому обществу пароходства и торговли, в 1921 году вместе с сооружениями Докового Адмиралтейства вошло в состав Севастопольского морского завода). Крупнейшим на Чёрном море являлось Николаевское Адмиралтейство, построенное в 1788—1789 годах на реке Ингул при впадении в реку Южный Буг (32 парусных линейных корабля к 1858 году, затем 6 броненосцев; в 1911 году его сооружения переданы Русскому судостроительному обществу).
На Тихом океане Адмиралтейства существовали в составе военных портов. Первым было создано Охотское Адмиралтейство (1731), в 1850 году оно переведено в Петропавловск (ныне Петропавловск-Камчатский), в 1855 году - в Николаевск (ныне Николаевск-на-Амуре), который стал основной базой Охотской военной флотилии. Во Владивостоке Адмиралтейство открыто в 1867 году с учреждением военного порта, с 1882 года обеспечивало нужды Сибирской военной флотилии и Тихоокеанских эскадр российского флота. В середине 19 - начале 20 века Адмиралтейства постепенно заменялись системой казённых и частных судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских военных портов.
Крупнейшие Адмиралтейства зарубежных государств к началу 1-й мировой войны размещались в портах и на военно-морских базах: Девонпорте, Портсмуте, Росайте (Великобритания), Киле, Вильгельмсхафене, Данциге (Германия), Кастелламмаре, Неаполе, Специи (Италия), Нью-Йорке, Бостоне, Норфолке (США), Бресте, Тулоне, Шербуре (Франция), Куре, Сасебо (Япония). После окончания 1-й мировой войны термин «Адмиралтейство» к судостроительным предприятиям не применялся.
Лит.: Дмитриев Н. И., Колпычев В. В. Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей. СПб., 1909; Юрасов В. М. Адмиралтейцы: История Ленинградского адмиралтейского объединения. Л., 1976; Зубов Б.Н. Развитие кораблестроения на юге России. Калининград, 1990; История отечественного судостроения: В 5 т. СПб., 1994- 1996. Т. 1-2.