Адыги
АДЫГИ (самоназвание - адыгэ), группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги) в России. Живут также в странах Ближнего и Среднего Востока, Балкан и США, где их обычно называют черкесами. Общая численность свыше 1 миллиона человек (2000 год, оценка). Говорят на адыгских языках, входящих в группу абхазо-адыгских языков.
В формировании адыгов участвовало население Восточного Причерноморья и Кубани (зихи, меоты, касоги и другие). В 13 веке распространяется тюркское название «черкесы». В конце 13-14 веков часть адыгов заняли земли в бассейне Терека, став этнической основой кабардинцев. В 18 веке часть кабардинцев переселилась в бассейн Большого Зеленчука и Малого Зеленчука, где, смешавшись с западными адыгами, составила основу черкесов. По окончании Кавказской войны 1817-64 годов началось массовое выселение адыгов в Османскую империю. Оставшиеся западные адыги составили основу адыгейцев и шапсугов. Современные адыги сохраняют сознание своего единства, общие черты традиционной социальной структуры, мифологии, фольклора и другого. Большое значение имеют экзогамные фамильно-родственные объединения (лепк). В 1980-1990-е годы у адыгов разных стран возникла общественно-политическая организация «Адыгэ Хасэ».
Реклама
В фольклоре основное место занимают нартовские сказания (нарт пшинатль; смотри Нартский эпос), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гыбза). Характерно многообразие трудовых песен (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушеские песни и наигрыши).
Обрядовый фольклор включает: причитания по умершим (бжэ); песни-обращения к покровителям леса; песни-вызывания дождя; новогодние поздравительные песни (хурома); ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома Шибле, сопровождающие хороводный танец на похоронах погибшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, диалогические песни-укачивания одряхлевших стариков), песни-заговоры от оспы, от ран (входили во врачевательный обряд чапш); песни-благопожелания (хохы). Распространены обрядовые игры (джар), песенно-поэтические состязания (зэфэусы), ритуальные танцы (шиблеудж) и другие; кукольный театр - пальцевой и ниточный, театр теней. Музыкальные инструменты: смычковый шичепшин, щипковый апепшин, духовой камыл, или бжами, деревянная трещотка пхапшина. Со 2-й половины 19 века широко распространилась гармоника. Традиционный фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам джегуако.
Лит.: Аутлев М., Зевакин Е., Хоретлев А. Адыги. Историко-этнографический очерк. Майкоп, 1957; Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967; Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов: В 3 т. М., 1980-1986; Бгажноков Б. Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983; Бетрозов Р. Ж. Этническая история адыгов. Нальчик, 1996.
Ю. Д. Анчабадзе; М. И. Шилакадзе (фольклор).