Аэросани

АЭРОСАНИ, наземное транспортное средство для передвижения по снегу и льду с помощью воздушного винта. Имеют кузов, установленный на 3 или 4 лыжах; в кормовой части располагается двигатель с воздушным винтом. Управляются носовыми поворотными лыжами. Существуют аэросани-амфибии, способные двигаться как по снегу и льду, так и по воде. Их кузов выполнен в виде лодки со специальными глиссирующими обводами для улучшения проходимости по рыхлому снегу и повышения безопасности при скольжении по тонкому льду, для преодоления полыней, мелководья, заросших несудоходных водоёмов. Управляются аэросани-амфибии посредством вертикального оперения, нижняя часть которого работает в снегу или в воде. Грузоподъёмность аэросаней и аэросаней-амфибий достигает 600 кг, на них устанавливают поршневые авиационные двигатели мощностью 200-250 кВт, обеспечивающие скорость хода до 100 км/ч. Аэросани и аэросани-амфибии применяют для перевозки почты, срочных грузов, пассажиров, для ведения спасательных операций и в других целях в условиях бездорожья на Севере Европейской части Российской Федерации и в Сибири.

Реклама

Первые в России аэросани были построены на московской фабрике «Дукс» (1908) и автомобильном заводе Всероссийского земского союза (1915-16). В 1919-32 годах было разработано несколько типов аэросаней (АНТ - конструкции А. Н. Туполева, АРБЕС - А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ - Н. Р. Бриллинга и А.С. Кузина), которые прошли практическую проверку в испытательных пробегах. Лучшие из них применялись в народном хозяйстве и Советской Армии вплоть до 1940-50-х годов. Наибольшее распространение получили аэросани AHT-IV, которые выпускались серийно. Во время Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые НКЛ-26, спроектированные под руководством Н.М. Андреева на Московском глиссерном заводе. В 1950-60-х годах было начато серийное производство аэросаней «Север-2», КА-30 (КБ Н.И. Камова), аэросаней-амфибий (КБ А. Н. Туполева).

В Скандинавских странах, Канаде и на Севере США используют так называемые гидрокоптеры и аэролодки, близкие по устройству и назначению к аэросаням-амфибиям; гидрокоптеры применяют в основном для движения по льду, а аэролодки - на мелководных водоёмах.

Г. В. Махоткин.