Аэта

АЭТА (тагальское, испанский - негрито), группа народов на Филиппинах. Включает агта, айта, алта, арта, ата, ати, атта, батак, мамануа (самоназвания) и др. Населяют внутренние гористые и лесные районы  островов Лусон, Минданао, Палаван, Негрос, Себу, Панай. Численность 32,7 тысяч человек (2002, оценка). Относятся к негритосскому варианту меланезийской расы. Языки входят в различные группы филиппинских языков австронезийской семьи (численность носителей от 11 до 15 тысяч человек); ряд языков имеет диалекты. Многие аэта  перешли на языки соседних народов. Придерживаются традиционные культы, часть - христиане (католики, пятидесятники, баптисты, последователи Христианского и миссионерского альянса и др.).

Аэта - потомки древнейшего населения Филиппин. Традиционные занятия - охота (дикие свиньи, олени, обезьяны), рыболовство, собирательство. Небольшие подвижные группы состояли из нескольких, обычно родственных, семей во главе с группой старших мужчин. Счёт родства - билатеральный. Женщины пользовались равноправием (в том числе участвовали в охоте). Жилище - ветровой заслон на бамбуковом или ротанговом каркасе, крытом пальмовыми и банановыми листьями и травой; во время дождя бамбуковый пол крепится на высоте до 0,5 м. Заслоны расположены по краям круглой или квадратной расчищенной от леса площадки, центр которой служит для танцев и ритуалов. Основное оружие - лук, у батаков распространена стрелометательная трубка. Развита уникальная техника двустороннего плетения (циновки, утварь), в прошлом - изготовление тапы и холодная ковка железа. Традиционная мужская одежда - набедренная повязка с концом, пропущенным между ног, женская - запашная юбка из тапы. Украшения - ручные и ножные браслеты из ротанга, кабаньих клыков, орнаментированные гребни и носовые пластины из бамбука. Стрелы украшаются процарапанным орнаментом и в технике резервного окрашивания (воск, сажа). Известна скарификация, чернение зубов, жевание бетеля. Основные ритуалы - охотничьи, жизненного цикла, шаманство. Фольклор: загадки, мифы, легенды, эпос. Рапространено антифонное пение (игровые, ритуальные песни), мимические танцы (имитация сбора мёда, охоты, воинского поединка и так далее), у группы думагат в районе г. Касигуран на Лусоне - особый вид ритуального горлового пения (аблон) с лечебными функциями. Музыкальные инструменты - носовая флейта, музыкальный  лук, гонг, варган, гитара.

Реклама

АэтаСовременные аэта  совмещают охоту и собирательство с подсечно-огневым земледелием, работой по найму, торгуют продуктами леса, плетёными изделиями. Как представители этнических меньшинств, аэта  имеют преимущественные права на торговлю лесными продуктами (в первую очередь ротангом) и теоретически - права на землю, для осуществления которых им не хватает правовых знаний. Высокая смертность среди аэта  обусловлена утратой охотничьих угодий и разрушением традиционного образа жизни. Переход к оседлости вызывает санитарные, эпидемиологические и другие проблемы (так, введение наплечной одежды, которая в условиях тропиков практически всегда остаётся влажной, способствует распространению туберкулёза).

Изучение аэта  сыграло большую роль в истории антропологии и послужило основой теоретических положений Р. Вирхова, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. Шмидта, П. фон Шебесты, П. Б. Гриффина и А. Эстиоко-Гриффин (происхождение и расселение человечества, происхождение религии, прамонотеизма теория, половое разделение труда в доземледельческих обществах и др.).

Лит.: Schebesta Р. Die Negrito Asiens. W., 1952-1957. Vol. 1-2; The Agta of northeastern Luzon: recent studies. Cebu City, 1985; Миклухо-Маклай Н. Н. О папуасах (негритосах) на острове Люцоне // Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч. М., 1994. Т. 4; Станюкович М. В. Филиппинские негрито через сто лет после Миклухо-Маклая // Выдающийся путешественник и гуманист. СПб., 1996; Early J.. Headland Th.N. Population dynamics of а Philippine rain forest people. Gaineville, 1998; Nanang: I Taguwasi anna I Innawagan: an Agta Negrito epic chanted by Baket Anag. Suita, 2001; What place for hunter-gatherers in millennium three? Dallas, 2002; The abduction and wedding of two Negrito maidens (sung by Baket Anag of Maraburab, Alcala, Cagayan, Philippines). Suita, 2003.

М. В. Станюкович.