Афанасьев Николай Николаевич

АФАНАСЬЕВ Николай Николаевич (4.9. 1893, Одесса - 4.12.1966, Париж), протопресвитер, богослов, канонист. В 1920 году эмигрировал в Константинополь. Учился на богословском факультете университета в Белграде. С 1930 года преподавал каноническое право и греческий язык в Православном богословском институте преподобного Сергия (в Париже). Первые сочинения: «Государственная власть на Вселенских соборах», «Ива Эдесский и его время». В 1936 году Афанасьев командирован в Великобританию (Лондон, Оксфорд), где начал труд «Церковные соборы и их происхождение». В январе 1940 года в Париже принял сан священника. В 1941 году направлен в Тунис для окормления русского прихода. Там Афанасьев приступил к работе над трудом «Церковь Духа Святого». В июле 1950 года защитил докторскую диссертацию и стал ординарным профессором Православного богословского института преподобного Сергия; читал лекции по церковному праву и истории древней Церкви. Афанасьев участвовал в экуменическом движении; присутствовал на заключительной сессии Ватиканского II собора.

Реклама

Своё учение о Церкви Афанасьев назвал «евхаристической экклезиологией». Оно ставит целью через обращение к раннему христианству преодолеть формально-юридическое понимание Церкви. Как мистическое Тело Христово, Церковь выявляется в этом мире только в качестве общины верных, участвующей в совершении евхаристии. Протоиерей А. Шмеман назвал Афанасьева наиболее радикальным, а потому «спорным» представителем этого нового экклезиологического течения.

В сочинении «Каноны и каноническое сознание» (1933) Афанасьев отмечает, что канонический строй является внешним выражением догматического учения Церкви. Утверждая изменяемость канонов, он, однако, считал, что семь Вселенских соборов «раскрыли истину, которая живёт в Церкви».

Соч.: Вступление в Церковь. Париж, 1952. М., 1993; Служение мирян в Церкви. Париж, 1955. М., 1995; Экклезиология вступления в клир. Париж, 1968. К., 1997; Церковь Духа Святого. Париж, 1971. Рига, 1994; Трапеза Господня // Православие и современность. Рига, 1992.

Лит.: Nichols А. Theology in the Russian diaspora: church, fathers, eucharist in N. Afanas’ev (1893-1966). Camb.; N. Y., 1989; Афанасьевские чтения. М., 1994.

Л. В. Литвинова.