Афанасий Великий

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙАФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ (греческий Αθαν?σιος ? Μ?γας) [около 295, Александрия(?) - 2.5.373, там же], святой, епископ Александрийский (с 8.6.328), учитель христианской Церкви.

Сведения о жизни и деятельности Афанасия Великого дают его сочинения 350-х годов - три «Защитительных Слова», «История ариан» и послание об Аримино-Селевкийском соборе.

Родился Афанасий Великий в нехристианской семье. В «Истории Александрийских Патриархов» («Patrologia Orientalis», t. 1/4, р. 407) сообщается о крещении Афанасия Великого и его овдовевшей матери святителем Александром, епископом Александрийским. В течение 6 лет Афанасий Великий был чтецом, затем принял дьяконский сан, стал личным секретарём епископа Александра. Сторонники Ария сразу увидели в нём противника; до конца жизни Афанасий Великий оставался решительным борцом против арианства - главной христианской ереси того времени. Афанасий Великий сопровождал епископа Александра на 1-й Вселенский собор (325). Воспоминания о Соборе содержатся в сочинениях Афанасия Великого - «Послании о постановлениях Никейского Собора» (351-352) и «Послании к африканским епископам» (371-372). После смерти епископа Александра в 328 году Афанасий Великий избран на Александрийский престол. Ариане, стремившиеся занять кафедру, измышляли различные обвинения против Афанасия Великого, политического, морального и даже уголовного характера. Афанасий Великий неоднократно находился в ссылке. Из 40 лет епископского служения более 17 лет пребывал в изгнании. Окончательно вернулся в Александрию в 366 году.

Реклама

Принятие Никейского Символа веры и утверждение учения о единосущии Отца и Сына состоялись главным образом благодаря трудам Афанасия Великого. Основные постулаты учения Афанасия Великого нашли выражение в его сочинениях, большей частью направленных на борьбу с язычеством и христианскими ересями. Сочинения Афанасия Великого: апологетические - «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Бога Слова» (около 318); догматические - три «Слова против ариан», четыре «Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому, о Святом Духе» (357-359); аскетические - «Житие святого Антония» (после 356), «О девстве». Так называемый Афанасиев символ веры (Quicumque vult) Афанасию Великому не принадлежит, он составлен на латинском язык не ранее 5 века. Дни памяти 18(31) января, 2(15) мая.

Соч.: Opera omnia, quae supersunt / Ed. В. de Montfaucon. Р., 1698-1700. Т. 1-3; Collectio nova patrum et scriptorum graecorum / Ed. В.de Montfaucon. Р., 1706. Т. 1-2; Bibliotheca veterum patrum antiquorumque scriptorum / Ed. А.В. Gallandius. Venetiis, 1765-1781. Т. 1-5; Opera omnia / Ed. N. А. Giustiniani. Pataviae, 1777. Т. 1-4; Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. М., 1851-1854. М., 1994. Ч. 1-4; Athanasius Werke / Hrsg. М. Tetz и. а. В.; N. Y., 1996 -. Bd 1 -.

Лит.: Kannengiesser Ch. Athanase d’Ale­xandrie, évêque et écrivain: Une lecture des traités «Contre les Ariens». P., 1983; Павлов­ская A. И. Афанасий, епископ Александрий­ский, и его епархия // Вестник древней исто­рии. 2001. № 1.  

Л. В. Л.