Афроамериканцы

АФРОАМЕРИКАНЦЫ (негры США), этнорасовая общность в составе американцев, темнокожее население США. Численность 36,4 миллионов человек (2000 год, перепись). Свыше 55% афроамериканцев живут в южных штатах США. Говорят на американском варианте английского языка, сохраняется также диалект южных негров («блэк инглиш»), 60% верующих - баптисты, свыше 20% - методисты, есть пятидесятники, адвентисты, последователи спиритуалистских культов, католики, мусульмане («чёрные мусульмане»), иудеи («чёрные иудеи») и др.

Афроамериканцы - потомки африканских рабов, ввезённых в Северную Америку в 17-19 веках. Несмотря на законы, строго запрещавшие межрасовые браки и внебрачные связи, уже к середине 19 века свыше 30% свободных афроамериканцев и 10% рабов были мулатами; к 1930-м годам мулаты составляли 75% афроамериканцев. Социальное положение мулатов практически не отличалось от положения негров. Афроамериканцы участвовали в аболиционистском движении (Д. Дуглас, Г. Табмен и др.). Отмена рабства в США в результате Гражданской войны в США 1861-65 годов ускорила интеграцию афроамериканцев в американское общество и процессы социального расслоения. К началу 20 века сформировались негритянские промышленный и сельскохозяйственный пролетариат, фермерство, буржуазия, интеллигенция. Однако принятые в 1890-1910 годах в южных штатах конституции узаконили расовую дискриминацию и сегрегацию афроамериканцев - система «Джим Кроу». С массовыми миграциями афроамериканцев в города и с Юга (где в 1910 году проживало 85,3% афроамериканцев) на Север и Запад эта система распространилась по всей стране (к 1940 году в 31 штате межрасовые браки были строго запрещены законом).

Реклама

АфроамериканцыПонятие «негр» в США условно, так как определение расовой принадлежности имело социально-политическое и этнокультурное значение и проводилось по-разному в разных штатах; с 1977 года вытесняется понятием «чёрные». В переписи населения (2000 год) впервые свою расовую принадлежность предлагалось определить самим опрашиваемым. Самосознание афроамериканцев двойственно: стремление к полной интеграции сочетается в нём с тенденцией к выделению в особую этнорасовую общность, выражающейся в различных формах «чёрного» национализма и сепаратизма (движение сторонников М. Гарви «Назад - в Африку!» и др.), афроцентризма, «чёрного расизма», идеологии «Нации ислама» Л. Фаррахапа и так далее. В начале 20 века появились первые крупные организации афроамериканцев - Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения и «Городская лига», в середине 20 века - Южная конференция христианского руководства во главе с М. Л. Кингом и др. В результате борьбы афроамериканцев за гражданские права в 1950-60-е годы была принята серия актов, запрещающих расовую дискриминацию и сегрегацию: отмена запретов на межрасовые браки 1940-67 годов, запрет расовой сегрегации в школах Верховным судом США в 1954 году, законы 1964, 1965 и 1968 годов о гражданских правах. Эти меры привели к росту образовательного и профессионального уровня афроамериканцев, представительства в политической, государственной и военной сферах; однако социальное неравенство между афроамериканцами и белыми сохраняется. Афроамериканцы - самая урбанизированная группа американцев: более половины их живёт в крупных городах, в том числе в бедных негритянских кварталах  («чёрных гетто»). Среди них больше, чем среди белых американцев, безработных, людей без высшего образования, с невысокими доходами и бедных.

В фольклоре и религиозной практике афроамериканцев сохраняется влияние африканских традиций. Афроамериканцы внесли заметный вклад в общеамериканскую культуру: музыку, литературу (У. Э. Б. Дюбуа, Р. Райт, Дж. Болдуин, Л. Хьюз, Р. Эллисон и др.), спорт (Дж. Б. Луис, Али Мухаммед, Дж. Оуэнс, В. Рудольф, М. Тайсон и др.).

Музыка. С 1860-х годов в США резко возросла популярность негритянской музыки. С конца 19 века получили развитие стили блюз, регтайм, на рубеже 19-20 веков путём слияния различных стилей и жанров образовался джаз. Основные разновидности культовой музыки - спиричуэл, госпел. Среди крупнейших джазовых музыкантов - Л. Армстронг, Дюк Эллингтон, Э. Фицджералд, среди классических певцов мирового уровня - М. Андерсон (первая среди афроамериканцев выступила на сцене театра «Метрополитен-опера»), Дж. Норман.

Танец. В танцевальную культуру США негритянский фольклор вошёл как одно из определяющих явлений. В недрах менестрельного театра в 19 веке зародилась хореографическая стилистика, переплавившая европейские и негритянские традиции. Джига, чечётка, бак энд винг, клог, брейкдаун и др. подготовили появление в 20 веке джаз-танца. Существенное влияние на развитие американского и мирового танцевального искусства оказала эпоха так называемого гарлемского ренессанса 1920-50-х годов с её «чёрными ревю», танцевальным залом «Савой», клубом «Коттон» и так далее. Здесь выступали такие звёзды степа, как Б. Робинсон, братья Берри, братья Николас и др. Они принесли своё искусство на сцены Бродвея и экраны Голливуда. В конце 19 века негритянский фольклор дал мощный импульс развитию салонных (бальных) танцев, широко распространившихся затем и в Европе (кэк-уок, чарльстон, шимми и тому подобное). Афроамериканская традиция сыграла значительную роль в эволюции танца модерн. В 1940-е годы пионерами «нового чёрного стиля» стали К. Данхем («Тропики и горячий джаз - от Гаити до Гарлема», 1940 год) и П. Примюс («Африканский церемониал», 1943 год). Во 2-й половине 20 века эта тенденция продолжена в творчестве Т. Битти, Д. Мак-Кейла и особенно в спектаклях Американского театра танца А. Эйли. В 1960-е годы впервые ведущее положение как классический танцовщик крупнейшей американской труппы «Нью-Йорк сити балле» занял афроамериканец - А. Митчелл. В 1971 году он организовал негритянскую балетную труппу «Танцевальный театр Гарлема». Африканская традиция питала рождённую в 1970-е годы в нью-йоркских кварталах Бронкса молодёжную субкультуру, получившую название «хип-хоп» и давшую жизнь новым танцевальным стилям: брейк, смёрф, хип и так далее.

АфроамериканцыТеатр. Афроамериканцы в США долгое время не допускались на сценические подмостки. Первым выдающимся актёром-афроамериканцем стал в 19 веке А. Олдридж, прославившийся в Европе. Рост аболиционистских настроений способствовал возникновению так называемой протестной драмы (наиболее известной и успешной была в 1852 году инсценировка «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу). После 1865 года афроамериканцы организовывали свои менестрельные труппы («Lew Johnson’s Plantation Minstrel Company», «Georgia Minstrels» и др.). В 1920-е годы в пьесах Ю. О’Нила, П. Грина и др. прославились такие актёры, как П. Робсон, Ч. Гилпин, Р. Мак-Клендон. Однако лишь в конце 1950-х-начале 1960-х годов драматурги-афроамериканцы получили доступ на Бродвей, где остро прозвучали пьесы «Изюминка на солнце» Л. Хэнсберри (1959 год) и «Блюз для мистера Чарли» Дж. Болдуина (1964 год). В 1960-е годы, с ростом национального самосознания афроамериканцев, появилось много негритянских театров («Негритянский ансамбль», «Нью Лафайет тиэтр» и др.). Значительный вклад в театральное искусство США внесли актёры Дж. Э. Джонс, О. Дэвис, Р. Ди, С. Пуатье, режиссёры Д. Т. Уорд, Д. Макбет, Д. О’Нил, О. Скотт.

Кино. Проблематика и эстетика негритянского движения в США довольно быстро сдвинулась с периферии в центр внимания кинематографистов, поскольку афроамериканцы составляли значительную, а в отдельные периоды - преобладающую часть киноаудитории. Первоначально роль чернокожих персонажей сводилась к образам рабов (в частности, в нескольких ранних экранизациях «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу), а главные роли играли белые «перекрашенные» актёры (так называемый блэкфейс). В голливудской продукции значение афроамериканской темы существенно эволюционировало. В конце 1920-х-1930-х годах на экраны вышло несколько шедевров, основанных на негритянском фольклоре и сыгранных актёрами-афроамериканцами: «Аллилуйя» К. Видора (1929 год), «Император Джонс» Д. Мёрфи (1933 год, в главной роли П. Робсон), «Зелёные пастбища» У. Кейли (1936 год), в 1943 году - два мюзикла: «Штормовая погода» Э. Стоуна и «Хижина в небесах» В. Миннелли. После 2-й мировой войны выходили отдельные антирасистские фильмы, появились серьёзные драматические актёры-афроамериканцы. Наиболее известный среди них - С. Пуатье - стал голливудской «звездой» («Угадай, кто придёт к обеду» С. Крамера, 1967 год, и др.). В 1970-е годы нарастала волна «блэксплуатации» - коммерчески успешных фильмов о чёрных суперменах, начиная с детектива «Шэфт» Г. Паркса (1971 год). В 1977 году сенсационным успехом пользовалась телеэкранизация романа А. Хейли «Корни» (режиссер М. Чомски), с эпическим размахом повествующая о величии чернокожей Америки. С этого времени наиболее популярными стали фильмы с двумя героями - чёрным и белым. В числе заметных киноактёров-афроамериканцев рубежа 20-21 веков - Э. Мёрфи, У. Смит, Л. Фишберн, Д. Вашингтон, Х. Берри, В. Голдберг, С. Джексон и др. Среди режиссёров наиболее известен С. Ли. Его яркие и темпераментные фильмы, действие которых происходит, как правило, в среде афроамериканцев, вызывают бурную полемику и имеют успех на фестивалях («Она должна этого добиться», 1986 год; «Поступай правильно», 1989 год; «Малькольм Икс», 1992 год, и др.).

Искусство афроамериканцев сохраняло очевидную связь со своими африканскими корнями лишь в декоративных и прикладных изделиях, в остальном всецело следуя тенденциям «белой культуры» (так, в 19-начале 20 веков Р. С. Дункансон писал романтичные пейзажи в духе «школы реки Гудзон», а стиль Х. О. Таннера близок к символизму). Однако в 1920-е годы движение «новых негров», или гарлемский ренессанс (смотри Гарлемская школа), ускорило подъём национального самосознания, что отразилось и в искусстве, где начали доминировать автономные тенденции, сочетающие историческую и современную афроамериканскую тематику с чертами наивного искусства (Х. Пиппин), а также социального экспрессионизма и риджионализма. Этот процесс стал особенно интенсивным и многообразным во 2-й половине 20 века, когда ряд живописцев-афроамериканцев вышел на авансцену культуры США (подобно Р. Бирдену и Дж. Лоуренсу с их «неоэкспрессионистскими» образами) и распространились групповые формы неоавангардного творчества, в том числе связанные со стенных росписей движением. К концу 20 века упрочились также контакты североамериканской, африканской и карибской ветвей негритянской художественной культуры.

Лит.: Нитобург Э. Л. Негры США, XVII - начало XX в.: Историко-этнографический очерк. М., 1979; он же. Церковь афроамериканцев в США. М., 1995; Landry В. The new Black middle class. Berk., 1987; Black art ancestral legacy. Dallas, 1989; Patton S.F. African-american art. Oxf.; N. Y., 1998; Igoe L. М. 250 years of Afro-American art: an annotated bibliography. N. Y., 1981.

Э. Л. Нитобург; Н. Э. Звенигородская (танец); Т. В. Бутрова (театр); К. Э. Разлогов (кино); М. Н. Соколов (искусство).

Связанные статьи