Агогика
АГОГИКА (от греческого ?γω - вести; в античной музыкальной теории ?γωγ? - скорость движения), в исполнении музыки - отклонения реальной длительности звуков и пауз от ритмических соотношений, указанных в нотах. Применяются в целях выразительности; в нотной записи, как правило, не фиксируются. В органной и клавесинной музыке барокко в силу ограниченности динамических возможностей инструментов применялась акцентировка посредством увеличения длительности выделяемых звуков (агогический акцент). Относительная ритмическая свобода (колебания темпа, независимость мелодичности голоса от аккомпанемента вплоть до моментов асинхронности при строгом соблюдении такта) отличала музыкальное исполнение в Италии 18 века и в эпоху венских классиков. Введённый П. Ф. Този итальянский термин tempo rubato (буквально - украденное время), часто применяемый для обозначения агогической свободы, в действительности указывает на пределы этой свободы, скрадываемой взаимной компенсацией ускорений и замедлений. Подобные ограничения сохраняют силу и в последующие эпохи, в том числе в романтическом пианизме при всей его ритмической раскрепощённости. Термин «агогика» введён в музыкознание Х. Риманом.
Лит.: Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М., 1965; Бадура-Скода Е., Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта. М., 1972; Лобанов П. В. А. Н. Скрябин - интерпретатор своих композиций. М., 1995.
Д. О. Чехович.