Академизм

АКАДЕМИЗМ (французский academisme).

 1) В изобразительном искусстве - художественное направление, базой развития которого служат художественные академии. Ранний академизм был ориентирован на закрепление образцов искусства античности и Возрождения, противостоя маньеризму. Длительное время основным эстетическим идеалом академизма было творчество Рафаэля и Микеланджело. Позже академизм - важная часть художественной культуры, связанная с сохранением традиции и созданием на этой основе профессиональной школы. Истоки академизма - в деятельности Болонской академии, основанной около 1585 года братьями Карраччи. Образование французской Королевской академии живописи и скульптуры (1648 год) связано с развитием классицизма. В 17-18 веках закреплена иерархия жанров, среди которых основными стали исторический и мифологический. Академизм развивает условные нормы, замедляющие эволюцию искусства. В 1-й половине 19 века ему уже активно противостоял романтизм, позже реализм.

триумф Вакха и ВенерыОпасность канонизации художественных приёмов и отвлечённая идеализация, свойственные академизму, наиболее явно проявились в салонном искусстве, против которого активно выступали передвижники в России и импрессионисты во Франции, сторонники других течений новейшего искусства.

Реклама

Лит. смотри при статье Художественные академии.

2) В истории балета термины «академизм» и «академический танец» иногда используют по отношению к хореографическому искусству середины - 2-й половины 19 века во Франции, Италии и России. В балетах французских хореографов Ж. Мазилье и А. Сен-Леона академизм характеризовался стабилизацией крупных танцевальных форм (гран-па, па д’аксьон, па-де-де) и их элементов (вариации, адажио, кода) и одновременно совершенствованием каждого из них, причём сольный танец преобладал над ансамблевым.

В России идеи академизма развивались в постановках различных хореографов, особенно М. И. Петипа («Дочь фараона», 1862 год; «Баядерка», 1877 год, и другие), где важнейшим художественным средством стало взаимодействие пластических мотивов в танцах солистов, ансамблей и кордебалета. Хореограф работал с музыкой (Ч. Пуньи, Л. Минкуса и другие), которая не выходила за пределы аккомпанемента танцу. Кульминацией процесса формирования академизма в балете стали спектакли, объединённые единством музыки и танца («Спящая красавица» Петипа, 1890 год, «Щелкунчик» Л. И. Иванова, 1892 год, оба - музыка П. И. Чайковского; «Раймонда» Петипа, 1898 год, музыка А. К. Глазунова).

На основе достижений академизма была развита русская школа классического танца, значительно повлиявшая на развитие мирового балетного искусства.

Лит.: Красовская В. М. Русский балетный театр второй половина XIX в. Л.; М., 1963.