Акциденция
АКЦИДЕНЦИЯ (от латинского accidens, родительный падеж accidentis, калька греческий τ? συμβεβηκ?ς), философское понятие, восходящее к логике и метафизике Аристотеля. Первоначально греческий термин τ? συμβεβηκ?ς имел три значения. 1) Случайное событие. 2) В учении Аристотеля о 10 категориях акциденциями (συμβεβηκ?τα) считались все категории, кроме первой - субстанции, или сущности. В этом расширительном смысле акциденция означает свойство вообще в отличие от вещи (сущности), которую оно определяет. Например, «белое» (категория качества) или «двухметровый» (категория количества) не могут существовать сами по себе, но всегда будут «при-сущи» некоторой сущности, или - в терминах теории предикации - будут «сказываться о чём-то» как предикат о субъекте («белая лошадь»). Таким образом, по Аристотелю, акцидентальное (зависимое) бытие характеризуется предикативностью, а субстанциальное (независимое) бытие - субъектностью: «лошадь» (категория сущности) не может «сказываться» о другой сущности (не-лошади). 3) В более узком смысле в логике Аристотеля под акциденцией понимается «привходящее» или «случайное свойство» вещи, отличаемое от «рода», «особенного свойства» и понятийной сущности («чтойности») вещи. Акцидентальное свойство - это такое свойство вещи, которое реально существует, но которого могло бы и не быть. Оно не может входить в логическое определение вещи и не может быть предметом научного знания. Например, «курносость» — это акцидентальное (привходящее или случайное) свойство Сократа, а разумность - необходимое и «особенное». В современной логике и философии термин «акциденция» обычно употребляется в последнем значении.
Реклама
Логическое понятие акциденции следует отличать от философского понятия акцидентализма, употребляемого для обозначения 1) метафизической теории причинности, допускающей, в отличие от строгого детерминизма, что некоторые события происходят не в силу необходимости, не имеют причинной обусловленности или непредсказуемы (акцидентализм в этом смысле связан с первым значением термина акциденции), и 2) теории индивидуации, объясняющей нумерическое различие индивидов внутри одного и того же вида наличием акцидентальных свойств (в 3-м значении термина акциденции). Две лошади могут быть почти неотличимы одна от другой, но они будут нумерически различны, если у одной будет белое пятно (акцидентальное свойство), и, наоборот, две особи одного и того же вида будут нумерически тождественны в случае совпадения всех акцидентальных свойств по закону «тождества неразличимых». Абеляр опровергал эту версию акцидентализма, выдвинутую его учителем Гильомом из Шампо.
А. В. Лебедев.