Акционизм
АКЦИОНИЗМ (от латинского actio - действие) (искусство действия), направление в авангардизме, заменяющее традиционное предметное произведение инсценированными событиями и процессами, происходящими в реальном пространстве и времени.
Предпосылки акционизма намечались всякий раз, когда художественное творчество оказывалось в эпицентре общественного внимания, стимулируя активный диалог с публикой (например, на вернисажах или различных театрализованных празднествах). Однако окончательно оно выделилось в самостоятельное явление лишь в 1910-е годы в дадаизме и близких ему течениях (в том числе в нарочито эпатажных акциях российских футуристов), получив новую популярность в поп-арте и концептуальном искусстве середины 20 века; в США - композитор Дж. Кейдж и художник А. Капроу; в Европе - Г. Мацюнас, В. Фостель, И. Бойс, связанные с теорией и практикой флюксуса, а также И. Кляйн.
Главными разновидностями акционизма стали в этот период хеппенинг и перформанс, оказавшие большое воздействие на экспериментальный театр. Особенно шокирующий характер приобрёл венский акционизм, проникнутый мотивами насилия и смерти (Г. Нитш, Р. Шварцкоглер и др.). В российском акционизме конца 20 века, оформившемся в рамках «неофициального искусства», первоначально доминировали созерцательно-философские настроения («коллективные действия» одноимённой группы под руководством А. В. Монастырского), с начала перестройки в нём возобладали политически-«провокационные» (группа «ЭТИ-Экспроприация территории искусства») или иронически-пародийные (группа «Митьки») черты.
Лит.: Schilling J. Aktionskunst: Eine Dokumentation. Luzern, 1978; Action art: а bibliography... Westport (Conn.), 1993; Поездки за город: [Группа] «Коллективные действия» / Сост. А. В. Монастырский. М., 1997.
М. Н. Соколов.