Ахматова Анна Андреевна

Ахматова Анна АндреевнаАХМАТОВА (псевдоним; настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумилёва) Анна Андреевна [11(23).6.1889, Большой Фонтан, близ Одессы - 5.3.1966, Домодедово, под Москвой; похоронена в посёлке Комарово Ленинградской области], русский поэтесса. Отец - флотский инженер-механик; мать - из старого дворянского рода. Детские годы Ахматова провела в Царском Селе, гимназию окончила в Киеве (1907), там же училась на юридическом отделении Высших женских курсов (1908-10). В 1910-18 годах замужем за Н. С. Гумилёвым. В 1910 и 1911 году была в Париже (где близко познакомилась с художником А. Модильяни), в 1912 - в Италии. В 1912 году у Ахматовой родился сын - Л.Н. Гумилёв. В 1918-21 годах замужем за ассириологом и поэтом В. К. Шилейко. Стихи писала с детства; в сохранившихся ранних опытах чувствуется влияние новой русской (особенно А. А. Блока и В. Я. Брюсова) и французской (от Ш. Бодлера до Ж. Лафорга) поэзии. Первая публикация - в журнале «Сириус» (1907), издававшемся Н.С. Гумилёвым в Париже. С 1910 года входила в круг В. И. Иванова, с 1911 года печаталась в журнал «Аполлон». Была секретарём «Цеха поэтов» с момента возникновения до роспуска. Участвовала в группе акмеистов (смотри Акмеизм). Стихи 1910-11 годов составили книгу «Вечер» (1912, предисловие М. А. Кузмина). Образ современной женщины, возникший в этих «бедных стихах пустейшей девочки», как называла их сама Ахматова, был воспринят читателями и критикой с глубоким интересом. Одновременно высокую оценку получило поэтическое своеобразие её лирики: «сочетание тончайшего психологизма с песенным ладом» (О. Мандельштам), «дневниковость», свободно переходящая в философские размышления, перенесение в поэзию приёмов классической прозы 19 века, безупречное владение всеми возможностями русского стиха. Вторая книга стихов, «Чётки» (1913), дала повод говорить о трансформации образа лирической героини, наделяемой необыкновенной силой духа, готовностью преодолеть все выпадающие на её долю испытания, ощущением особого исторического предназначения своей страны. Статью Н. В. Недоброво «Анна Ахматова» (1915), где эти черты определялись впервые, Ахматова до конца жизни считала предсказанием своей творческой эволюции. В трёх следующих книгах стихов («Белая стая», 1917; «Подорожник», 1921; «Anno Domini MCMXXI», 1921) утверждается историзм художественного мышления, органическая связь с традициями русской поэзии, особенно пушкинской эпохи. Открытая гражданственность поэзии Ахматовой, а также намеренная загадочность многих стихотворений, в которых современники усматривали противостояние ужасам современности, привели поэтессу к столкновениям с властью. На протяжении 1925-39 годов её стихи не печатались, писала она немного, занимаясь преимущественно изучением творчества А. С. Пушкина.

Реклама

Литературоведческие штудии Ахматовой, при соблюдении полной научной корректности (многие выводы её работ признаны учёными), были тесно связаны с размышлениями о трагизме поэзии 20 века. Аресты третьего (с 1922) мужа, искусствоведа Н. Н. Пунина, и Л. Гумилёва стали толчком к созданию цикла стихотворений «Реквием», который Ахматова долгое время опасалась доверить бумаге (1935-40; опубликован за рубежом в 1963 году, в России в 1987 году). Приблизительно с 1936 года начался новый подъём в творчестве Ахматовой: складывается окончательно не завершённая книга стихов «Тростник», в 1940 году создан первый вариант «Поэмы без героя», воссоздающей атмосферу Серебряного века (работа над поэмой продолжалась вплоть до смерти Ахматовой). В 1940-46 годах стихи Ахматовой часто публикуются, выходит сборник «Из шести книг» (1940), патриотические стихотворения периода Великой Отечественной войны вызывают одобрительную реакцию советской критики. Однако постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946) послужило началом травли Ахматовой. Она была исключена из Союза писателей, за ней велась слежка, её осмеливались поддерживать только немногие друзья. После ареста сына в 1949 году, стремясь спасти его жизнь, вынуждена была написать и опубликовать казённые прославления И. В. Сталина и большевизма. Вместе с тем Ахматова писала трагические стихи, опубликованные на родине только после её смерти. Возвращение Ахматовой в литературу стало возможным лишь в конце 1950-х годов. В 1958 и 1961 годах выходят два сборника избранных стихотворений, в 1965 году - книга стихов «Бег времени». Автобиографическая проза Ахматовой, оставшаяся по большей части незавершённой, была опубликована (как и её воспоминания об А. Блоке, А. Модильяни и др.) лишь посмертно. В 1964 Ахматова получила итальянскую литературную премию «Этна-Таормина», в 1965 году избрана почётным доктором Оксфордского университета. В последние годы жизни она была окружена вниманием младших поэтов (среди которых особенно выделяла И. А. Бродского) и исследователей.

Интенсивное лирическое переживание, вписанное в широкую эпическую картину не только России 19-20 века, но и всей человеческой истории, неразрывно связано у поздней Ахматовой с осознанием собственной поэзии как составной части мировой культуры. Вместе с тем её поэзия несёт в себе естественность человеческого чувства, не омрачённого трагизмом жизни, в который оно погружено. В лучших её лирических стихах и в «Поэме без героя» появляется «тайна без криптограммы», особая углублённость образов, многочисленные, то легко узнаваемые, то едва заметные отсылки к различным культурным пластам, соединение кажущейся простоты словесной структуры с магией ритма и сложными семантическими построениями, нередко восходящими к искусству авангардизма. Произведения Ахматовой переведены на многие языки.

Соч.: [Соч.]: В 5 кн. М., 1989; Соч.: В 2 т. М., 1990; Записные книжки А. Ахматовой (1958-1966). М.; Torino, 1996; Собр. соч.: В 7 т. М., 1998-2004.

Лит.: Эйхенбаум Б . М. А. Ахматова. Опыт анализа // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969; Жирмунский В. М. Творчество А. Ахматовой. Л., 1973; Виноградов В.В. О поэзии А. Ахматовой (Стилистические наброски) // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М., 1976; Кац Б., Тименчик Р. Ахматова и музыка. Л., 1989; Ахматовский сборник. Париж, 1989; Об А. Ахматовой. Л., 1990; Воспоминания об А. Ахматовой. М., 1991; Чуковская Л. Записки об А. Ахматовой: В 3 т. М., 1997; Лукницкий П.Н. Acumiana: Встречи с А. Ахматовой. Р., 1991- 1997. Т. 1-2; Черных В. А. Летопись жизни и творчества А. Ахматовой. М., 1996-2003. Ч.1-4; А. Ахматова: Pro et contra. Антология. СПб., 2001. Т. 1.

Н. А. Богомолов.