Аккорд
АККОРД (французский accord, от средневекового латинского accordo - согласовываться, гармонировать), созвучие, обладающее структурной самостоятельностью (в отличие от интервала). В классическом учении о гармонии (18-19 века) аккорд - сочетание 3-5 звуков различной высоты, которые расположены или путём октавных перемещений могут быть расположены по терциям. Нижний звук в таком расположении основной тон аккорда (смотри также Обращение аккорда).
От гармонического контекста зависит трактовка какого-либо звука (тона) как аккордового (т.е. входящего в состав аккорда) или неаккордового. Аккордовые звуки даже при неодновременном извлечении (в арпеджио) воспринимаются как части единого целого - «аккордовой вертикали». Сплачивающим фактором является, прежде всего, лёгкость слияния аккордовых консонансов квинты и терции (смотри Консонанс и диссонанс) с основным тоном (вместе они образуют консонантное ядро аккорда). Аккордовые диссонансы либо произошли от неаккордовых (септима, нона; секста от основного тона - иллюстрация 1,3), либо являются альтерацией тонов консонантного ядра, либо представляют собой так называемые побочные тоны (иллюстрация 2). В музыке, начиная с 19 века, получили распространение аккорды из 6 и более звуков, с 20 века аккорды нетерцового строения (иллюстрации 3, 4) и полиаккорды.
Реклама
Аккорд как целое имеет 3 стороны, обусловливающие его выразительность: тонально-функциональную (значение аккорда зависит от его отношения к тонике; смотри Функции тональные), фоническую (значение аккорда зависит от звучания его самого по себе; смотри Фонизм) и горизонтально-линейную (значение тонов аккорда зависит от их отношения к мелодической линии; смотри также Фактура).
Термин «аккорд» возник в 14 веке, но настоящее значение приобрёл не ранее 17 века (в теории и практике генерал-баса), когда для слуховых представлений о терцовом аккорде как едином целом сложились необходимые акустические предпосылки. В 18-19 веках аккорд осознаётся как функциональный элемент тональности (смотри также Лад) и противопоставляется созвучиям с неаккордовыми звуками. В 20 веке наряду с дальнейшим развитием различных сторон и качеств аккорда как категории музыкального мышления резко усилилась сонорная трактовка аккорда, фактор звучности.
Лит. смотри при статье Гармония (в музыке).
Ю. Н. Холопов.