Акмеизм
АКМЕИЗМ (от греческого ακμ? - высшая степень, вершина, остриё), направление в русской поэзии 1910-х годов, противопоставившее себя как уходящему символизму, так и утверждавшемуся футуризму. Зарождение акмеизма связано с деятельностью созданного Н. С. Гумилёвым в Санкт-Петербурге литературного объединения «Цех поэтов» (1911-14 годы), в которое вошли также С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут и другие. В дальнейшем к ним присоединились так называемые младшие акмеисты: Г. В. Адамович, Г. В. Иванов, И. В. Одоевцева, Н. А. Оцуп и другие. Печатались первоначально в журнале «Аполлон», в 1912-13 годах издавали журнал «Гиперборей». В программных статьях Гумилёва («Наследие символизма и акмеизм», 1913 год), Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913 год), Мандельштама («Утро акмеизма», 1913 год, опубликована в 1919 году) провозглашались изгнание из поэзии мистицизма, возвращение слову его изначального смысла, обращение к вещной конкретности бытия.
Декларированные принципы, однако, не всегда последовательно соблюдались, а зачастую и противоречили поэтической практике членов группы. Большое влияние на акмеистов оказало творчество И.Ф. Анненского, В. Я. Брюсова, а также М. А. Кузмина, статья которого «О прекрасной ясности» (1910) отразилась в эстетических концепциях акмеизма. Другое название акмеизма - адамизм (указывающее на то, что поэт, подобно первому человеку Адаму, обладает правом первоназывания вещей).
Лит.: Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977; Лекманов О. А. Книга об акмеизме. М., 1998.
Е. В. Ерошкина.