Акоста, Да Коста

АКОСТА, да Коста (Acosta, da Costa) Уриель (около 1585, Опорту, ныне Порту - апрель 1640, Амстердам), еврейский религиозный мыслитель-рационалист. Из семьи португальских марранов (евреев, принявших католичество). Получил образование в коллегии иезуитов и на факультете права университета г. Коимбра. В 1607 году, пережив религиозный кризис, отрёкся от христианства. После смерти отца, ревностного католика, семья тайно покинула Португалию и прибыла в Амстердам, где Акоста принял иудаизм (он сменил данное при крещении имя Габриель на Уриель). В 1616 Акоста написал трактат «11 тезисов», где подверг критике раввинистический иудаизм, в 1623 году - работу «О смертности человеческой души», в которой отрицал бессмертие души и загробный мир. Незаконченный текст был выкран из кабинета Акосты и стал поводом для судебного разбирательства в синагоге. Акоста отказался принести покаяние, после чего ему было запрещено появляться в синагоге, а членам общины вступать с ним в какое-либо общение. В 1624 Акоста опубликовал «Исследование традиции фарисеев по сравнению с писаным Законом», где вновь заявил о том, что в Талмуде искажено учение Моисея и что доктрина о бессмертии души и тела не вытекает из Библии. По доносу иудейской общины магистрат подверг Акосту аресту и штрафу ; книга была сожжена. В этот период Акоста продолжал развивать идею об этим, начале, заложенном в самой природе человека. Он утверждал, что лишь следуя естественной религии человеческой природы и разума, люди могут приблизиться к этическому идеалу. В 1633 году Акоста, не выдержав изоляции, покаялся и был принят в общину, но в том же году был вновь исключён как еретик. В 1640 году прошёл публичную церемонию покаяния (описанную им в автобиографии «Пример человеческой жизни», 1640; в русском переводе - в книге «Критика иудейской религии», 1964) и вскоре покончил с собой. Акоста рассматривается как первый еврейский вольнодумец Нового времени, предшественник и вдохновитель Б. Спинозы.

М.И. Эндель.