Акварель

АКВАРЕЛЬ (французский aquarelle, от итальянского acquerella - краска на воде, от латинского aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Отличительная особенность акварелей - прозрачность красок, наносимых, как правило, на светлую основу (бумага, реже картон, шёлк, слоновая кость, пергамент), плавность цветовых и тональных переходов. Являясь по ряду признаков живописью, акварель, однако, по музейной классификации относится к графике. По технике исполнения различают акварель «чистую» и с добавлением белил. Живопись акварелью бывает многослойная или в один приём; она может выполняться по-сухому (итальянская акварель) и по-мокрому, когда бумага увлажняется (английская акварель). Акварель часто сочетается с рисунком пером или карандашом, иногда наносится поверх эстампа; бывает цветная и монохромная. Характерные для акварели сливающиеся, «перетекающие» пятна цвета создают эффект подвижности изображения и передают тончайшие цветовые и светотеневые нюансы. Для получения специальных эффектов в акварель вводят воск, эфирные разбавители и другие вещества, применяют бронзовую и серебряную краски, сочетают с гуашью, темперой или пастелью, варьируют обработку основы.

Реклама

пейзаж с радугойЖивопись водяными красками на растительном клее была известна уже в Древнем Египте во 2 веке до нашей эры. Она применялась в средневековой миниатюре книжной (в Европе и Азии), чаще в сочетании с белилами и другими непрозрачными красками. Чистая акварель распространилась в Европе с начала 15 века и до 17 века имела преимущественно вспомогательное значение, однако, начиная с А. Дюрера, превратилась в самостоятельный вид искусства; к ней обращались Н. Пуссен, К. Лоррен, П. Рубенс, Рембрандт (его наброски, выполненные бистром, не что иное, как монохромная акварель). В 18 веке акварель распространяется также в Италии (Ф. Гварди) и Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер). В Великобритании в 1-й половине 19 века сложилась национальная школа акварели (У. Блейк, Р. П. Бонингтон, Дж. Констебл, У. Тёрнер и др.). Акварель занимает значительное место в наследии А. Менцеля, М. Фортуни, Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Синьяка; в 20 веке широко используется мастерами экспрессионизма, фовизма, абстракционизма (В. В. Кандинский), добивавшихся эмоционального звучания цвета, декоративности.

 В искусстве Древней Руси акварель также применялась в книжных миниатюрах (Остромирово Евангелие, 1056-57, и др.). Миниатюра портретная, расцвет которой приходится в России на 2-ю половину 18 - 1-ю треть 19 века, выполнялась преимущественно акварелью и гуашью на кости. Важным фактором развития акварели в России стал архитектурный пейзаж (Дж. Кваренги, Ф.Я. Алексеев, М. Н. Воробьёв). Нередко выполнялись акварели и эскизы театральных декораций (П. Гонзаго, К. Фунтусов). В 19 веке начинается расцвет русской акварели, к ней обращаются А. А. Иванов, К. П. Брюллов, А. О. Орловский, П. Ф. Соколов, Г. Г. Гагарин. Акварелистами были «великие дилетанты» М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. В 1871 году в петербургской Академии Художеств был создан костюмный класс, где технику акварели преподавали Л. О. Премацци и П. П. Чистяков, ученики которого (М. А. Врубель, Д. Н. Кардовский, В. Е. Савинский, В. А. Серов, В. И. Суриков), а также И. Е. Репин были выдающимися мастерами акварели. В 1887 году в Санкт-Петербурге учреждается Общество русских акварелистов (среди основателей - А. К. Беггров, Альб. Н. Бенуа), которое устраивало ежегодные выставки акварели (до 1918).

Врубель, ВенецияВ конце 19 - начале 20 века акварель оказывается в центре внимания художников «Мира искусства». К акварели обращались также К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Богаевский и М. А. Волошин, многие мастера русского авангардизма. В 1920-е годы в технике акварели работали: художники так называемой петроградской школы В. В. Лебедев, Н.А. Тырса, В. Рудаков; москвичи Н. И. Купреянов, А. М. Лаптев и Кукрыниксы; художники ОСТа (А. А. Дейнека, А. Лабас) и группы «13» (Т. Маврина, В. Милашевский), а также П. П. Кончаловский, Д. И. Митрохин, С. В. Герасимов, А. В. Фонвизин, В. М. Конашевич и др.

В настоящее время акварелью занимаются С. Н. Андрияка, создавший Школу акварели в Москве, М. П. Митурич-Хлебников, А. Д. Шмаринов и др. В Санкт-Петербурге сложилась школа акварелистов В. Г. Старова; здесь в 1998 году было учреждено Общество акварелистов, ежегодно организующее международные выставки.

Лит.: Фармаковский М. В. Акварель, ее техника, реставрация и консервация. Л., 1950; Ревякин П. П. Техника акварельной живописи. М., 1959; Reynolds G. А concise history of watercolours. L., 1978; Столяров И. М. Акварель: Материалы и способы письма. Минск, 1980; Михайлов А. М. Искусство акварели. М., 1995; 300 лет Санкт-Петербурга в зеркале акварели. (Кат.). СПб., 2003.

А. М. Муратов.