Альберт Великий

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт Кёльнский, Альберт Тевтонский, Альберт фон Болыптедт [Albertus Magnus, Albert Coloniensis (de Colonia), Albert Teutonicus, Albert von Bollstadt] [1193 (по другим данным, 1206 или 1207), Лауинген, Швабия - 15.11.1280, Кёльн], немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. За энциклопедичность своих познаний удостоен титула «всеобъемлющий доктор» (doctor universalis). Учился в Падуе, где, вероятно, в 1223 году вступил в орден доминиканцев, и в Болонье. Преподавал в доминиканских школах Германии (1228-40 годы), в Парижском университете (1245-1248 годы), после 1248 года - в доминиканской школе в Кёльне, где его учениками были Фома Аквинский и Ульрих Страсбургский. В 1254-57-е годы - провинциал ордена в Германии, в 1260-62 годах - епископ Регенсбурга, в последующие годы вновь занимался преподаванием.

Причислен Римско-католический церковью к лику блаженных (1622 год) и святых (1931 год). Среди основных его трудов: «Сумма о творениях» («Summa de creaturis», 1240-43 годы), «Об интеллекте и интеллигибельном» («De intellectu et intelligibili», около 1250 года), «О душе» («De anima», 1254-57 годы), «О причинах и о возникновении всеобщего» («De causis et processu universalitatis», 1254-70 годы), «О единстве разума против Аверроэса» («De unitate intellectus contra Averroem», 1256 год), «Метафизика» («Metaphysica», после 1262 года), «Сумма теологии» («Summa theologiae», 1270-1280 годы) и др.

Реклама

Альберт Великий чётко разграничивает сферы философии и теологии. Предметом метафизики является бытие как таковое, познаваемое в свете естественного разума; предмет теологии - бытие, рассматриваемое в его отношении к человеку. В отличие от философии, стремящейся к знанию ради знания, теология является практическим учением, указывающим человеку путь к спасению. Между теологией и философией не может быть конфликта, у них не только разные предметы, но и разные способы обретения знания. Теология руководствуется положениями веры, и разум, если ему недоступны истины Откровения, должен просто признать их авторитет. В познании же природного мира разум должен опираться на опыт и логическое доказательство.

Благодаря Альберту Великому в обиход средневековой философии и науки вошли все работы Аристотеля, которые он изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христианской теологии. Утверждение о сотворённости материи и времени дало Альберту Великому возможность узаконить в рамках схоластики аристотелевскую физику с её учением о непрерывности материи как основы изменения. Согласно Альберту Великому, первыми в порядке творения были так называемые четыре со-вечных: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея.

В космологии Альберта Великого неоплатоническое учение о свете переплетается с аристотелевской космологией и арабской астрологией: неподвижное небо эмпирея - высшее в иерархии небес и объемлется только небом Троицы, тождественным Богу. Небо эмпирея - аналог неподвижного двигателя; имея природу света, оно - причина многих светов, которые составляют сферу звёзд и своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. Если Аристотель в учении о душе допускал существование только абсолютно простой нематериальной субстанции (в аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, таким образом, смертными), то Альберт Великий принимал существование многих нематериальных субстанций (ангелы и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеческой души), каждая из которых является и простой, поскольку в ней «то, что есть» совпадает с её сущностью, и составной, поскольку её бытие не тождественно её сущности. В итоге Альберту Великому удаётся примирить учение Августина о душе как о простой, нематериальной и бессмертной субстанции с аристотелевским представлением о душе как форме живого тела.

Святой Альберт Великий. Деталь фрески Томмазо да Модена. 1352. Церковь Сан-Никколо.

Святой Альберт Великий. Деталь фрески Томмазо да Модена. 1352. Церковь Сан-Никколо. Тревизо (Италия).

Альберт Великий утвердил в обиходе схоластики свод естественнонаучных знаний, представленных в сочинениях Аристотеля и арабских учёных; наряду с большой систематизаторской работой в области естествознания он проводил и собственные исследования, основанные на наблюдении и опыте. Среди его работ есть трактаты, посвящённые зоологии («О животных» - «De animalibus» в 26 книгах, первые 19 из которых опираются на аристотелевские труды, а остальные построены по самостоятельному плану), ботанике («О растениях» - «De vegetabilibus»), минералогии («О минералах» - «De mineralibus», где Альберт Великий описал 95 их видов), а также астрономии, климатологии, географии: «О небе и мире» («De caelo et mundo»), «О свойствах элементов» («De proprietatibus elementorum»), «О небесных явлениях» («De meteoris»), «О природе местностей» («De natura locorum») и др. Он наблюдал кометы и лунную радугу, изучал морские течения, горячие источники, горные системы, вулканы, землетрясения; возможно, первым получил металлический мышьяк. Альберт Великий интересовался и, видимо, сам занимался астрологией и алхимией; приписываемая ему «Книжица об алхимии» содержит описание алхимических опытов и лабораторного оборудования для них. Ему приписывались также оккультные трактаты, что создало ему репутацию мага и чернокнижника.

Соч.: Opera omnia/ Ed. А. Borgnet. Р., 1890-1895. Т. 1-38; De animalibus: Libri 26 / Hrsg. von Н. Stadler. Munster; W., 1916-1921; О растениях (отрывки)// Агрикультура в памятниках Западного средневековья. М.; Л., 1936; Opera omnia/ Hrsg. von В. Geyer. [Munster], 1951—1999. Т. 1-37; Малый алхимический свод// Знание за пределами науки. М., 1996; Об интеллекте и интеллигибельном // Антология средневековой мысли. СПб., 2002. Т. 2.

Лит.: Pelster F. Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften Albertus des GroBen. Freiburg, 1920; Grabmann М. Der heilige Albert der GroBe, ein wissenschaftliches Charakterbild. Miinch., 1932; BalB Н. Albertus Magnus als Biologe // Grosse Naturforscher. Stuttg., 1947. Bd 1; Michaud Quantin Р. La phsychologie de l’activite chez Albert le Grand. Р., 1966; Albertus Magnus and the sciences / Ed. J. А. Weisheipl. Toronto, 1980; Albertus Magnus: Seine Zeit, sein Werk, seine Wirkung/ Hrsg. von А. Zimmermann. В., 1981; Libera А. de. Albert le Grand et la philosophie. Р., 1990.

В. П. Гайденко, А. М. Шишков.