Алеаторика

АЛЕАТОРИКААЛЕАТОРИКА (от латинского alea - игральная кость), техника композиции в музыке 20-21 века, опирающаяся на представление о незакреплённости нотного текста и музыкальной  формы и предполагающая неопределённость или случайную последовательность элементов при сочинении или исполнении. Существуют:

1) алеаторика композиторского процесса, со случайным выбором материала при сочинении (например, музыкальный  материал для «Музыки перемен» Дж. Кейджа подбирался не по каким-либо композиторским законам, а путём гадания по книге или подбрасывания монетки). Получаемый при этом нотный текст предполагает точное (не варьируемое исполнителем) воспроизведение;

2) алеаторика исполнительского процесса контролируемая (предписывает импровизацию во фрагментах музыкальной  композиции, при этом основная часть нотного текста традиционно детерминирована) и неограниченная (с записанными исходными мелодической и ритмической формулами, графиками или текстовыми командами, на основе которых исполнитель импровизирует) .

Контролируемая алеаторика возникла в США в творчестве Ч. Айвза в 1910-х годах. В начале 1950-х годов Дж. Кейдж, М. Фелдман и Э. Браун развивали концепцию недетерминированной нотной записи, в том числе неограниченной алеаторики. С середины 1950-х годов алеаторику стали использовать европейские (П. Булез, К. Штокхаузен, Х. В. Хенце, В. Лютославский), а позже отечественные (С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, В. А. Екимовский) композиторы.

Лит.: Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX в. М., 1976; Schaffer В. Wstgp do kompozycji. Krakov, 1976; Дубинец Е.А. Знаки звуков. К., 1999.

Е.А. Дубинец.