Александр Диакон
АЛЕКСАНДР ДИАКОН (около 1674/75, Нерехта - 21.3(1.4).1720, Нижний Новгород), старообрядец-поповец (смотри Поповцы), основатель Диаконовского согласия. Диакон в Нерехтинском женском монастыре (1701-02). После чтения старопечатных книг усомнился в истинности обрядов и вероучения православной церкви и вместе с женой удалился в Керженские скиты старообрядческие. Там учился «разумению в вере» у старца Ионы, а затем «жил во многих скитах по году и больше у старцев в послушании». В 1706 году полемизировал с ветковскими (смотри Ветка) поповцами по вопросу употребления ими незаконного мира и неправильного троекратного (а не крестообразного) каждения. В 1709 году пострижен в монашество и в том же году стал наставником керженского Лаврентьевского скита, где и возникло Диаконовское согласие. В 1716-19 годах полемизировал с игуменом (с 1719 года епископом Нижегородским) Питиримом, составив на его 130 вопросов «Диаконовские ответы» (1719). Будучи в заключении и под угрозами «больших мук», Александр Диакон вместе с другими последователями подписал «Доношение» епископу Питириму, в котором отказывался от своих взглядов и просил о присоединении к православию. Однако в феврале 1720 года, оставив в скитах «Исповедание веры», отправился в Санкт-Петербург, где подал Петру I «Прошение», в котором свидетельствовал, что «Доношение» составлено Питиримом и подписано Александром Диаконом по принуждению. При подаче «Прошения» был арестован, отправлен в Нижний Новгород и за клятвопреступление казнён.
Источн.: Есипов Г. В. Александр-дьякон // Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII столетия, из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. СПб., 1861. Т. 1.
Лит.: Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1893; Беляева О.К. Полемические сборники и сочинения старообрядцев диаконовского согласия (некоторые предварительные замечания) // Христианство и Церковь в России феодального периода. Новосиб., 1989. С. 211-227.
О. К. Беляева, Е. А. Агеева.