Александрийская Поэзия

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ, историко-литературное понятие, которым принято обозначать творчество древнегреческих поэтов 1-й половины 3 века до нашей эры, объединявшихся вокруг Александрийской библиотеки (Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский и другие). По сравнению с классической лирикой и трагедией 6-5 веков до нашей эры александрийская поэзия отличается значительным сужением общественного кругозора: в центре её внимания попадают не нравственные запросы гражданского коллектива, а интересы избранного круга знатоков, группирующихся при дворе Птолемеев в Египте.

Характерная черта александрийской поэзии - тесная связь с филологической наукой (смотри Александрийская филология). Многие поэты возглавляли в разное время библиотеку (Аполлоний Родосский, Эратосфен), готовили к изданию тексты классических авторов (Ликофрон), вели биобиблиографические работы (Каллимах), писали трактаты, комментирующие тексты из библиотеки. В александрийской поэзии выработался тип учёного поэта, стремящегося использовать в своём творчестве малоизвестные мифы, сведения о редких обычаях, географические и этнографические познания, знакомство со спецификой словоупотребления в эпосе. Возникли новые жанры: эпиллий, идиллия, повествовательно-мифологическая элегия, мимиамбы. Активно велись эксперименты с целью приспособления к новым задачам традиционных стихотворных размеров и диалектов: например, употребление элегического дистиха и дорийского диалекта в гимне Каллимаха «На купание Паллады», того же диалекта - в написанных гексаметром идиллиях Феокрита, архаического ионийского диалекта и холиямба - в бытовых мимиамбах Герода. Внимание поэтов привлекали фольклорные жанры, например, соревнования пастухов в пении, положенные в основу многих буколик Феокрита. В 3-1 веках до нашей эры достигла расцвета эпиграмма, которая из первоначальной надписи на предмете превратилась в бытовую сценку с экспрессивной фиксацией чувства. В расширительном значении понятие александрийской поэзии применяется к поэтам, не жившим в Александрии (например, Арат, Евфорион, позднее - Парфений), но разделявшим её творческие принципы.

Реклама

Изд.: Александрийская поэзия. М., 1972.

Лит.: Чистякова Н. А. Эллинистическая поэзия. Л., 1988. С. 20-30.   

В. Н. Ярхо.