Алейжадинью
АЛЕЙЖАДИНЬЮ [Aleijadinho ; настоящее имя и фамилия Антониу Франсиску Лисбоа (Lisboa)] [29.8.1730 (или 1738), ВилаРика - 18.11.1814, там же], бразильский архитектор и скульптор. Сын португальского архитектор-подрядчика М. Ф. Лисбоа и рабыни-негритянки, был освобождён от рабства и усыновлён отцом. Известен под прозвищем Алейжадинью (буквально - маленький калека), поскольку в зрелые годы страдал от проказы и работал, привязывая инструменты к перчаткам. Учился у отца и деда, скульптуре обучался у К. Гомиса Батисты. Алейжадинью - самый выдающийся представитель позднего барокко в Бразилии, создатель знаменитых архитектурно-скульптурных церковных комплексов в провинции Минас-Жерайс. Развивал в своём архитектурном творчестве тип барочного храма, восходящий к римской церкви Иль-Джезу и зодчеству Португалии, значительно обогащая его с помощью криволинейных планов, пластического богатства декора фасада и интерьеров (аттики, башни, многоярусные резные алтари и др.). Акцентировал момент живописности архитектуры, используя контрасты цвета стен и декоративных деталей; во взаимодействии её с пейзажем достигал редкой гармоничности. Среди лучших произведений - церковь Сан-Франсиску-ди-Асис в Ору-Прету (1766-94; Алейжадинью принадлежат архитектурное решение, монументальная скульптура и резьба алтаря) и церковь Сан-Франсиску в Сан-Жуан-дел-Рей (1774-1804), а также работы в комплексе паломнической церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньясе (1800-04): парадная лестница с богатейшим скульптурным декором (12 статуй библейских пророков, выполненных из мыльного камня, являются первыми каменными скульптурами в искусстве Бразилии; их размещение заключает в себе сложную иконографическию программу), портал церкви, анфилада «Крестного пути» (7 капелл которой украшают 64 деревянные полихромные скульптуры). В исполнении скульптур участвовала мастерская Алейжадинью, но наиболее ответственные фигуры и изображение Христа он делал всегда сам. Завершая (в ранних работах) линию патетического барокко, стиль Алейжадинью в пластике из камня, исполненный сдержанности и суровости, сближается уже с классицизмом.
Реклама
Алейжадинью. Церковь Носа-Сеньора-ду-Карму в провинции Минас-Жерайс. 2-я половина 18 века.
Лит.: Bazin G. Aleijadinho et la sculpture baroque au Brezil. Р., 1963; Jorge F. О Aleijadinho: Sua vida, sua obra, seu genio. Sao Paulo, 1984; Passos da Paixao: о Aleijadinho / Comentarios R. de Oliveira. Rio de J., 1984.
Л. И. Тананаева.