Альфьери Витторио

АЛЬФЬЕРИ (Alfieri) Витторио (16.1.1749, Асти - 8.10.1803, Флоренция), граф, итальянский поэт и драматург. Учился в Военной академии в Турине (1758-66), затем путешествовал по Европе (недолго находился в России). Впечатления от путешествий лишь минимально отражены в автобиографической книге «Жизнь Витторио Альфьери из Асти» («Vita...», 1790—1803; изд. 1806), которая носит в большей мере интроспективный характер. Очевидец Великой французской революции, Альфьери поначалу с жаром её приветствовал [ода «Париж без Бастилии» («Parigi sbastigliato», 1789)], а затем резко осудил [прозиметрический антифранцузский памфлет «Мизогалл» («Misogallo», 1793— 1799)]. Альфьери - реформатор итальянской трагедии, соединивший в своём творчестве классицистические и предромантичные элементы. С 1775 по 1790 годы им написана 21 трагедия (первая из них - «Клеопатра», «Cleopatra»). В трагедиях Альфьери конфликт обычно строится на противостоянии деспотической воли тирана и свободолюбия индивидуума, строго соблюдены правила классицистических единств; по примеру античных трагиков Альфьери пишет нерифмованным ямбом и предельно упрощает сюжет. Диалоги превращаются в динамичные идейные поединки. В нарушение норм классицистического стиля неистовые страсти выражены предельно эмоционально. Альфьери сам классифицировал свои трагедии по тематическому признаку. «Трагедии рока» [«Антигона» («Antigone», 1776), «Агамемнон» («Agamemnone», 1783)] рисуют власть судьбы над индивидуальными устремлениями одержимых страстями героев. В «трагедиях свободы», написанных на исторические сюжеты [«Виргиния» («Virginia», 1781), «Брут I» («Bruto Primo», 1788), «Брут II» («Bruto Secondo», 1786-87)], конфликт имеет политический характер. В поздних трагедиях Альфьери меньше ориентируется на строгую форму греческой трагедии; конфликт чаще переносится в плоскость семейных, дружеских отношений. В «трагедиях внутренней борьбы» [«Саул» («Saulo», 1782); «Мирра» («Mirra», 1784)] Альфьери делает шаг к созданию новой формы трагедии, где, как в древнегреческом театре, активную роль играл бы хор. В 1797 году публикует 17 сатир в духе Ювенала. В последние годы жизни Альфьери написал 6 стихотворных комедий, в том числе «Противоядие» («L’antidoto») и «Оконце» («La Finestrina»; все 1800-02; опубликованы в 1803). В трагедиях Альфьери выразился кризис просветительского рационалистического миропонимания, а сатирическое творчество Альфьери отразило ощущение конца оптимистической веры в разумное общественное устройство.

Реклама

В. Альфьери. Портрет работы Ф. К. Фабра. 1793.

В. Альфьери. Портрет работы Ф. К. Фабра. 1793. Галерея Уффици (Флоренция).

Соч.: Opere: In 40 vol. Asti, 1951-1989; Трагедии// К. Гольдони. Комедии. К. Гоцци. Сказки для театра. В. Альфьери. Трагедии. М., 1971.

Лит.: Гливенко И. И. В. Альфьери. Жизнь и произведения. СПб., 1912; Masiello V. L’ideologia tragica di V. Alfieri. Roma, 1964; Fubini М. Ritratto dell’Alfieri е altri studi alfieriani. Firenze, 1970; Camerino G.А. Alfieri е il linguaggio della tragedia: verso, stile, topoi. Napoli, 1999; Di Benedetto А. II dandy е il sublime: nuovi studi su V. Alfieri. Firenze, 2003.   

Е. Ю. Сапрыкина.