Аллилуйя

Смотрите также:

АЛЛИЛУЙЯ (греческий αλληλο?ια, от древнееврейского «хвалите Господа»).

1) Восклицание восторженного, ликующего характера, содержащее две первые буквы открытого Моисею имени Божия (hwhy - Сущий). Начало употребления аллилуйя за богослужением в ветхозаветном Храме относят ко времени царя Давида (1-я книга Паралипоменон, 16:36). Аллилуйя служила припевом народа к стихам некоторых псалмов. Наряду с другими аккламациями (аминь, осанна и пр.) аллилуйя заняла важнейшее место в иудейском богослужении межзаветного периода и, оставшись непереведённой, была воспринята  восточной и западной христианскими церквами. В качестве самостоятельного гимна используется в христианском богослужении за Божественной литургией, причём не только в византийской традиции, но и в обрядах нехалкидонских церквей.

В православной традиции аллилуйя обычно поётся перед чтением Евангелия со стихами (аллилуйя со стихами называют аллилуиарием). Кроме того, аллилуйя сохранила значение как припев к псалмам. В православном богослужении «службой с аллилуйя» называют особый постовой (в будние дни) или заупокойный (в субботы) тип богослужения, когда в начале утрени песнопение «Бог Господь» заменяется специальным аллилуиарием. Вопрос о том, сколько раз следует произносить аллилуйя в составе славословия в конце групп псалмов, был предметом споров в РПЦ в 15-17 веках. Неприятие «трегубой» (троекратной) аллилуйя стало во 2-й половине 17 века одним из основных пунктов разногласия деятелей старообрядческого раскола с начатой царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформой.

Реклама

Лит.: Голубинский Е.Е. История Русской церкви. М., 1998. Т. 4; Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. Р., 1924. Vol. 1.

М. С. Желтов.

2) Песнопение проприя мессы. Исполняется в течение всего церковного года (кроме Великого поста и заупокойных служб). В форме аллилуйя выделяется мелодически развитый сольный раздел, так называемый versus alleluiaticus. Аллилуйя отличает также наличие юбиляции. По мелодическому стилю классифицируется как мелизматическое (с распеванием слогов) песнопение; требует от церковных певцов высокого технического мастерства.

3) В церковной и светской музыке 18-20 веков используется в своём первом значении («Блажен муж», «Хвалите имя Господне» из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова) и приобретает новые жанровые качества. В виде самостоятельной части аллилуйя завершает кантаты И. С. Баха BWV 51, 66, 110 и мотет BWV 230, 2-ю часть «Мессии» Г. Ф. Генделя, мотеты В. А. Моцарта «Exsultate, jubilate» KV 165 и «Salve regina» KV 108. Реже аллилуйя - отдельное произведение (канон KV 553 Моцарта; «Аллилуйя» С. А. Губайдулиной).