Альт

АЛЬТ (немецкий - Alt, итальянский - alto, от латинского altus - высокий).

1) Партия (голос), расположенная между тенором и сопрано. В раннем многоголосии (12-14 веках) была верхней (исполнялась высокими мужскими голосами; отсюда название). Смотри также Контратенор.

2) Низкий женский или детский голос (диапазон от «соль» малой октавы до «ми» 2-й октавы), а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле, реже сольная. Смотри также Контральто.

3) Струнный смычковый инструмент, средний по звучанию в скрипичном семействе. Итальянское название виола (viola) и немецкое браче (Bratsche) восходят к названию «виола да браччо», применявшемуся к альту в 17 - начале 18 веках в Италии и Германии. Название «альт» может быть связано с «альто виолина» и «альто виола» - итальянским названием инструмента 16-18 веков, что в свою очередь связывается с названием голоса хорового многоголосия.

АЛЬТВнешне альт похож на скрипку, отличаясь большими размерами. Длина корпуса 38-48 см. Строй на квинту ниже скрипичного: «до» - «соль» малой октавы - «ре» - «ля» 1-й октавы. Нотируется в альтовом и скрипичном ключах. Техника игры близка скрипичной, отличаясь главным образом широтой позиций. Альт появился в 1-й четверти 16 века, возможно, как результат эволюции инструментов, относящихся к семейству виол (фидель, ребек, лира да браччо). Первые альты были построены в Брешии и Кремоне. Конструкция альта, установившаяся к концу 16 века в инструментах А. Амати и Гаспаро да Сало, до настоящего времени признаётся канонической. В 17-19 веках работали непревзойдённые мастера по изготовлению альтов, скрипок и виолончелей: династии и семейства Амати, Гварнери, Гваданини, а также А. Страдивари, П. Руджери, Д. и П. Маджини, К. Тесторе, П. Гранчино (Италия), Я. Штайнер (Германия), Ж. Вильом (Франция), И. А. Батов (Россия).

Реклама

В 1-й половине 20 века конструкцию альта разрабатывал Т. Ф. Подгорный. Со времён Й. Гайдна и В. А. Моцарта альт - обязательный участник струнной группы симфонических оркестра, квартета, квинтета. При этом на протяжении 18-19 веков написано лишь несколько выдающихся произведений для солирующего альта: Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта (1779 год), симфония «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза (1834 год), 2 сонаты для альта (или кларнета) с фортепиано И. Брамса (1894 год). В 20 веке, когда изменился взгляд на художественные и технические возможности инструмента, создан сольный репертуар: Соната П. Хиндемита (1939 год), Концерт Б. Бартока (1945 год), Соната Д. Д. Шостаковича (1975 год), Соната-песня А. И. Хачатуряна (1976 год) и др. Крупнейшие альтисты 20 века: М. Вьё, Л. Тёртис, П. Хиндемит, В. В. Борисовский, У. Примроуз; в России школу Борисовского представляют Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет. Ю. А. Тканов.

4) Медный духовой инструмент семейства саксгорнов, сконструированных бельгийским мастером А. Саксом в середине 19 века. Инструмент в строе Es (in Es; «ми-бемоль»), транспонирующий на большую сексту вниз. Записывается в скрипичном ключе. Диапазон (по звучанию) от «ля» большой октавы до «си-бемоль» первой. Используется в современном духовом оркестре. Простота игры на этом инструменте способствует его популярности среди начинающих исполнителей духовых оркестров. Существуют также альтовые разновидности семейства бюгельгорнов (альт, или альтгорн), саксофонов (альт-саксофон), гобоев (альтовый гобой, или английский рожок), кларнетов (бассетгорн), флейт (альтовая флейта) и др.

Лит.: Понятовский С. Альт. М., 1974; Menuhin ]., Primrose W. Violin und Viola. L., 1976; Riley М. W. The history of the viola. Ann Arbor, 1980; Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. 4-е изд. М., 1983; Dalton D. Plaing the viola: conversation with William Primrose. Oxf., 1988.