Альтман Натан Исаевич

Портрет АхматовойАЛЬТМАН Натан Исаевич [10(22).12.1889, Винница - 12.12.1970, Ленинград], российский живописец, скульптор, график и сценограф, заслуженный художник РСФСР (1968 год). Учился в Одесском художественном училище (1902-1907 годы) у К. К. Костанди и в Свободной русской академии в Париже (1910-11 годы). Войдя в состав Еврейского общества поощрения художеств (1916 год), стремился объединить стилистику модерна с традициями еврейского искусства (графические циклы «Картинки Натана Альтмана», 1914-16 годы; оформление «Сборников Сафрут», 1917 год). С годами в творчестве Альтмана всё чаще проявлялись черты авангардизма («Автопортрет», бронза, 1913 год, и др.). Изысканной кристалличностью прохладных по колориту форм выделяется самая известная его картина - «Портрет А. А. Ахматовой» (1914 год).

В 1918 году оформил массовое действо в Петрограде по случаю 1-й годовщины Октябрьской революции (режиссер Н. Н. Евреинов), преобразовав исторические памятники (Александровскую колонну и др.) с помощью футуристических декораций. Плодотворно работал как портретист («С. М. Михоэлс», 1927 год, ГЦТМ, и др.) и сценограф («Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в Московском цирке, 1921 год; «Уриель Акоста» К. Гуцкова в ГОСЕТ, 1922 год, и др.). В 1928-35 годах жил в Париже; создал там цикл иллюстраций к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя (издан в 1937 году).

Реклама

По возвращении в СССР его элегантная, остроритмическая манера, близкая по духу парижской школе, ярче всего проявилась в книжной графике и театре, например, в оформлении спектаклей ленинградских театров: «Король Лир» (1940 год, БДТ) и «Гамлет» (1955 год, Театр драмы имени А. С. Пушкина) У. Шекспира; «Гаянэ» А. И. Хачатуряна и «Князь Игорь» А. П. Бородина (оба 1942 года, Государственный театр оперы и балета); «Ночь в Толедо» Лопе де Веги (1960 год, Театр комедии). Исполнил также эскизы декораций и костюмов к фильму «Дон Кихот» (1957 год, режиссёр Г. М. Козинцев).

Лит.: Эткинд М. Н. Альтман. М., 1971; Н. Альтман. (Кат.). М., 1978.

М. Н. Соколов.