Альтруизм

АЛЬТРУИЗМ (французский - altruisme, от латинского alter - другой), бескорыстная забота о благе и интересах других людей. Термин введён в 19 веке О. Контом как противоположный термину эгоизм. Согласно Конту, альтруизм наравне с эгоизмом изначально заложен в природе человека. В эпоху формирования рационального индустриального общества альтруизм, по его мнению, служит противовесом атомизации социальной, солидаризирует людей в масштабах семьи, отечества и, наконец, всего человечества.

Нравственные нормы поведения, фиксируемые понятием альтруизма, рассматривались (до и после О. Конта) в разнообразных религиозных и философско-этических учениях от христианства до А. Шефтсбери, Д. Юма, А Смита, Ж. Ж. Руссо, И. Канта и др. В социологической традиции альтруизм понимался как результат естественноисторического совершенствования человеческой природы (Г. Спенсер), как проявление авторитета общества (Э. Дюркгейм), как развитие инстинкта взаимопомощи, присущего животным (П. А. Кропоткин), как показатель социальной интеграции (П. А. Сорокин). В российской народнической идеологии забота о ближнем получила своеобразную форму «социального альтруизма», воплощённого в самоотверженном служении народу. Во 2-й половине 20 века альтруизм стал предметом эмпирических исследований «помогающего поведения» (различных форм проявления заботы, помощи, сострадания, благотворительности и т.п.).

Реклама

Особенностью альтруистического поступка являются его добровольность и бескорыстие, которое может принимать форму самоотречения и жертвенности. Существует несколько версий, объясняющих феномен альтруистического поведения. Психологическими основаниями альтруизма служат присущие человеку чувства эмпатии, сострадания, любви. Социально-психологическая интерпретация связывает альтруистические мотивы со способностями человека к образованию моральных суждений и принятию на себя роли другого, формирующимися по мере когнитивного развития личности. В теории социального научения подчёркивается значение социальной среды и институтов социализации, посредством которых человек усваивает принятые в обществе нормы и ценности, воспринимает их как внутренние регуляторы поведения. Утилитаристская версия трактует альтруистические действия как средство достижения личного блага, то есть как форму разумного эгоизма (смотри Утилитаризм).

В 20 веке появились более сложные трактовки внутри этого подхода: альтруизм как помощь и поддержка донора-альтруиста в обмен на ожидаемую в будущем помощь и поддержку от теперешнего адресата; как односторонняя передача ресурсов, возмещаемая лишь потенциально третьей стороной; как удовлетворение потребностей других или группы в целях максимизации собственной полезности (смотри Обмен, Рационального выбора теории). Альтруизм - одно из центральных понятий социобиологии, где он интерпретируется как «эгоистическое» поведение, способствующее сохранению генотипа альтруиста, поскольку индивидуальные «издержки» особи-альтруиста «окупаются» возрастанием популяционной частоты её генотипа (концепции родственного отбора и реципрокного альтруизма).

Об альтруистическом поведении у животных смотри в статье Поведение животных.   

И. А. Шмерлина.