Амаду Жоржи

АМАДУ (Amado) ЖоржиАМАДУ (Amado) Жоржи (10.8.1912, Пиранги, штат Баия - 6.8.2001, г. Салвадор, штат Баия), бразильский писатель. Родился в семье мелкого землевладельца, учился на юридическом факультете университета Рио-де-Жанейро. Первый роман «Страна карнавала» («О pais do       carnaval», 1931) ироническое изображение богемы г. Салвадор (Баия).

В 1932 году сблизился с левореволюционными кругами. Творчество Амаду в 1930-е годы эволюционирует от романов пролетарской тематики «Какао» («Caccau», 1933), «Пот» («Suor», 1934) - к фольклоризму первого баиянского цикла: романы «Жубиаба» («Jubiaba», 1935), «Мёртвое море» («Mar morto», 1936), «Капитаны песка» («Capitaes de areia», 1937), построенные на сплаве бытописательства, мелодраматизма и социальности. Книги цикла тяготеют к жанровой модели романа воспитания, соединённой со специфически используемой фольклорной точкой зрения: становление героя воспроизводит мифопоэтический и социальный путь самореализации личности. Важнейшим элементом сюжетно-композиционной структуры являются афро-бразильские культы и ритуалы, впервые введённые в этом качестве в бразильскую литературу. В 1937 году Амаду арестован, затем эмигрировал. В эмиграции начал работу над эпическим циклом о «земле какао»: романы «Бескрайние земли» («Terras do sem-fim», 1943), «Сан Жоржи дос Ильеус» («Sao Jorge dos Ilheus», 1944), «Красные всходы» («Seara vermelha», 1946). В цикле мифопоэтический образ земли (девственной целины, варварского лабиринта бесконечных зарослей) совмещается со всесторонним, документалистским раскрытием социально-этических проблем. В 1945 году вернулся в Бразилию. В 1946 году Амаду был избран в Парламент от КПБ, после запрещения которой вновь добровольно эмигрировал, путешествовал по Европе и Азии, бывал в СССР (1948-52). Амаду публиковался во всех странах «социалистического лагеря» (Ленинская премия, 1951). Вернувшись в Бразилию, издал прокоммунистические книги «Мир мира» («О mundo da paz», 1950) и «Подполье свободы» («Os subterraneos da liberdade», 1952). С 1958 года Амаду возрождает в обновлённом виде поэтику первого баиянского цикла: романы «Габриэла, гвоздика и корица» («Gabriela, cravo е canela», 1958), «Старые моряки» («Os velhos marinheiros», 1961), «Пастыри ночи» («Os pastores da noite», 1964), «Дона Флор и два её мужа» («Dona Flor е seus dois maridos», 1966), «Лавкачудес» («Tenda dos milagres», 1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» («Teresa Batista cansada de guerra», 1972), «Большая западня» («Tocaia grande», 1983) и др. Зрелая поэтика Амаду ориентирована на городскую народную культуру, определяющую своеобразие социального пафоса, близкого к лубочной сатире; в этой поэтике создаётся специфическая интертекстуальность, основанная на переплетении различных жанровых форм народного искусства, соединяющихся в многомерное динамичное целое противоречивой гармонии всеобщей незавершённости. Гротескная «неготовость бытия» основной принцип устройства художественного мира Амаду, где граница между действительным и воображаемым превращена в фикцию.

Реклама

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 1986-1987.

Лит.: J. Amado: new critical essays. N. Y., 2001.

М. Ф. Надьярных.