Амарнское Искусство
АМАРНСКОЕ ИСКУССТВО (амарнский стиль), обозначение древнеегипетского искусства эпохи Аменхотепа IV (Эхнатона; 1368-1351 годы до нашей эры). В руинах Ахетатона (на месте современной Эль-Амарны - отсюда название) обнаружены произведения, свидетельствующие о ярком (хотя и кратком) расцвете стиля, не вполне обычного для древнеегипетского искусства.
На раннем этапе формирования амарнского искусства влияние реформаторских идей, направленных против старого религиозного канона, проявилось в экспрессивной, почти гротескной форме: в изображениях Эхнатона и членов его семьи утрированы фамильные черты, деформированы фигуры. Острота характеристик в поздних произведениях сменилась благородной сдержанностью образов. Сохраняя традиционные приёмы и стилистику, мастера амарнского искусства придали официальному искусству лирическую окраску понимания красоты земной жизни и естественных человеческих чувств, например, фараон представлен как любящий семьянин, беседующий с женой, ласкающий детей.
Скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити (Египетский музей, Каир; Государственный музей, Берлин), обнаруженные в мастерской скульптора Тутмеса, покоряют одухотворённостью образов, чистотой форм и строгих линий. Влияние амарнского искусства сказалось в произведениях середины 14 века до нашей эры, особенно в сокровищах гробницы Тутанхамона (обнаружена в 1922 году в Долине царей): золотой саркофаг, золотая с цветной инкрустацией портретная маска, троны, драгоценная утварь, украшения (Египетский музей, Каир) сохранили техническое совершенство, аристократизм, утончённую декоративность амарнского искусства.
Лит.: Матье М.Э. Искусство древнего Египта. М., 1970; Milller М. Die Kunst Amenophis’ III und Echnatons. Basel, 1988.
Т. П. Каптерева.