Анабаптисты

АНАБАПТИСТЫ  (от греческого ?ναβαπτ?ζω — вновь крестить, перекрещивать), представители радикального протестантского движения, сформировавшегося в 1-й половине 16 века в Швейцарии, Германии, Австрии, Моравии, Нидерландах; одной из его отличительных особенностей являлось повторное крещение взрослых членов общины. Термин «анабаптисты» не является самоназванием, так как члены общины считали крещение младенцев недействительным, а, следовательно, крещение взрослых не было, с их точки зрения, повторным. Сами анабаптисты называли себя «братья и сёстры».

Анабаптисты ведут своё начало от протестантов-радикалов из Цюриха, которых возглавил К. Гребель. Он выступал против крещения младенцев, так как, по его мнению, оно не имело обоснования в Библии, призывал вернуться к практике церкви времён апостолов. В 1527 году швейцарские «братья» составили так называемое Шлейтгеймское исповедание (текст М. Саттлера), в котором изложили основы вероучения анабаптистов: крещение взрослых после принесения публичного покаяния, изгнание из общины согрешивших и нераскаявшихся, отстранение верующих от нечестия мира, то есть отказ от участия в городских магистратурах, от службы в армии, ношения оружия и принесения клятв. Пастор, которого выбирают из тех, кто имеет доброе имя за пределами общины, руководит молитвой, преломляет хлеб, наставляет, увещевает и наказывает. Этих основ, в целом, придерживались в своих общинах Я. Гуттер (умер в 1536 году) и С. Менно (1496-1561 годы). Идеи анабаптистов вызывали неприятие как католических, так и протестантских властей. Анабаптисты Цюриха стали первыми жертвами гонений. В 1527 году в Цюрихе был казнён Ф. Манц.

Реклама

Особо среди анабаптистов выделяют анабаптистов-спиритуалистов (апокалиптиков). К ним относят Т. Мюнцера, «цвиккауских пророков» Н. Шторха, М. Штюбнера, Т. Дрекселя; Г. Гута, М. Гофмана, Я. Матиссена, Иоанна Лейденского, Д. Йориса. «Пророки» появились в Цвиккау (в Саксонии) в 1520 году. Они выступали против любой формы церковной организации, полагая, что все истинно верующие находятся под непосредственным водительством Святого Духа и должны получать от него наставления в виде пророческих снов и видений. С его точки зрения, для того, чтобы князья не угнетали «народ божий», надо было создать Царство Божие на земле, а тех, кто не признаёт его, следовало уничтожить (смотри Крестьянская война в Германии 1524-26 годов). М. Гофман на основании Книги пророка Даниила и Откровения Иоанна Богослова предсказал, что конец света наступит в 1533 году. После его ареста в 1533 году общину мельхиоритов в Антверпене возглавил Я. Матиссен. В конце 1533-начале 1534 годов Я. Матиссен и Иоанн Лейденский прибыли в Мюнстер и, после того, как их сторонником стал бургомистр, попытались осуществить идею создания «Нового Иерусалима»: ввели коллективную собственность на имущество, а также полигамию, преследовали несогласных. 24.6.1535 «Новый Иерусалим» был взят войсками местного католического епископа, а наиболее видные участники «мюнстерской теократии» казнены в январе 1536 года.

В настоящее время существуют 3 протестантских движения, являющихся наследниками анабаптистов 16 века: амиши, гуттериты и меннониты. Они насчитывают около 730 тысяч последователей в 57 странах.

Лит.: Williams G.Н. The Radical Reformation. Phil., 1962; Oyer J. S. Lutheran reformers against Anabaptists. The Hague, 1964; Clasen Cl. Р. Anabaptism: а social history, 1525-1618. Ithaca, 1972; Stayer J. М. Anabaptists and the Sword. Lawrence, 1972; Anabaptist beginning (1523-1533): а source book. Nieuwkoop, 1976; The Radical Reformation / Ed. М. G. Baylor. Camb., 1991; Радикальная реформация: История возникновения и развития анабаптизма / Под редактор Дж. Дика. М., 1995.   

И. Р. Леоненкова.