Анафема
АНАФЕМА (греческий αν?θεμα, буквально - наложенное), самое тяжёлое церковное наказание, заключающееся в полном отлучении от церковного общения и в исключении из числа членов церкви; другое название - «великое отлучение» (в отличие от «малого отлучения» — временного отлучения от причастия).
Анафема назначается церковным судом за самые тяжкие церковные преступления: ересь, вероотступничество, раскол, святотатство. Обычно анафематствуются (отлучаются от церкви) не рядовые еретики и раскольники, а ересиархи и расколоучители. Провозглашение анафемы над кем-либо (кому-то) приводит к исключению из церковной жизни и невозможности христианского погребения. При всей тяжести наказания анафема не утрачивает характера духовного врачевания, так как если анафематствованный грешник раскается в содеянных преступлениях, то он не может быть отвергнут церковью (согласно 52-му Апостольскому правилу, угрожающему извержением из сана епископу, отказывающемуся принять в общение раскаявшегося грешника). При восстановлении преданного анафеме в церковном общении анафематствованный не подвергается повторному крещению.
Реклама
Основанием церковной анафемы служат слова Христа: «...если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:17), а также употребление термина «анафема» апостолом Павлом (1 Кор. 16:22; Гал. 1:8-9). В официальных церковных документах термин «анафема» впервые встречается в канонах Эльвирского собора (после 300 года), а каноническая формула «если кто-либо... да будет анафема» утвердилась начиная с Гангрского собора (около 340 года).
Анафема применялась древней церковью, в Византии и на Западе в Средневековье (до и после разделения церквей в 1054 году), применяется и ныне. Патриарх Тихон дважды анафематствовал «творящих беззаконие и гонителей веры»: в 1918 году в связи с начавшимися гонениями, в 1922 году в связи с изъятием властями церковных святынь под предлогом помощи голодающим. 30.12.1959 в период очередной антирелигиозной кампании Священный Синод РПЦ издал постановление «О публично похуливших Имя Божие», которым предавал анафеме ренегатов, отрёкшихся от церкви и публично выступивших с хулой на Бога. В 1990-е годы известны случаи предания анафеме расколоучителей или антицерковных деятелей [бывший митрополит Филарет (Денисенко) и бывший священник Г. Якунин].
В отдельных случаях, преимущественно в Средневековье, анафеме подвергались политические преступники, обвинявшиеся в многочисленных злодеяниях, в том числе против церкви. В истории России известны случаи анафематствования Лжедмитрия I, С. Т. Разина, Е. И. Пугачёва.
Лит.: Суворов Н. О церковных наказаниях: Опыт исследования по церковному праву. СПб., 1876; Никольский К. Анафематствование, или Отлучение. СПб., 1879; Beck Н.-G. Nomos, Kanon und Staatsraison in Byzanz. W., 1981. S. 51-57.
В. А. Цыпин.