Анаксимен

АНАКСИМЕН (?ναξιμ?νης) из Милета («расцвет» 546 год, умер около 528/525 года до нашей эры), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Анаксимандра. В предложенной Анаксименом (трактат «О природе») теории материи и естественного происхождения Вселенной, в отличие от идей Анаксимандра, противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. не предсуществуют в изначальной «смеси», а представляют собой превращённые формы единой праматерии - безграничного воздуха. Физическое изменение трактуется притом как чисто количественное «сгущение» и «разрежение» праматерии: сгущаясь, воздух (аэр) становится водой и землёй, разрежаясь - огнём, из которого образуются небесные тела. Воздуху присуще «вечное движение», он не только порождает все тела, но и выступает «скрепляющим», формообразующим принципом - мировым «дыханием», обеспечивающим целостность всего космоса и всех живых организмов: так в рамках параллелизма макро- и микрокосмоса впервые вводится понятие мировой души (фрагмент В 2).

Исходя из аэроцентризма, Анаксимен объяснял также землетрясения и различные метеорологические феномены. Философское значение физической теории Анаксимена - в первой попытке редукции не только феноменального множества вещей, но и всего многообразия чувственных (так называемых «вторичных») свойств к количественным различиям единой бескачественной субстанции, вечной и бесконечной. В поздней доксографии аэр Анаксимена прямо отождествляется с «богом», согласно более достоверным источникам, Анаксимен называл «богами» порождения воздуха - стихии, светила или бесчисленные миры. Натуралистический пантеизм Анаксимена повлиял на ионийское Просвещение (Ксенофан, Гераклит) и традицию аллегорической интерпретации мифологических богов как явлений природы.

Источн.: Фрагменты ранних греческих философов / Изд. А. В. Лебедев. М., 1989. Ч. 1. Лит.: Kirk G.S., Raven J.Е., Schofield М. The presocratic philosophers. 2nd ed. Camb., 1983.   

А. В. Лебедев.