Анамнесис

АНАМНЕСИС, в философии Платона интроспективный метод познания врождённых идей через «припоминание» пренатального знания истинной реальности: «познание есть припоминание» (Менон, 81е, Федон, 72е). Учение об анамнесисе основано на пифагорейской теории бессмертия души и метемпсихозе (смотри Реинкарнация): до своего воплощения в теле душа находилась в умопостигаемом мире нематериальных форм («идей») и обладает - в латентном виде - всей полнотой знания о реальности; математика и диалектика помогают ей «припомнить» это знание. В платоновском «Федре» (249 с) учением об анамнесисе обосновывается сама возможность понятийного знания, а любовь истолковывается как «припоминание» души об идее «прекрасного как такового». В мифопоэтической форме Платон впервые ввёл в философию понятие априорного знания (смотри Апостериори и априори). Учение об анамнесисе было подвергнуто критике Аристотелем (Первая аналитика, 67а) и возрождено неоплатониками. Августин дал ему христианскую интерпретацию.   

А.  В. Лебедев.