Андерграунд

АНДЕРГРАУНД андеграунд (английский underground - подполье), «подпольное искусство», направление в искусстве 20 века, противопоставившее себя господствующим установкам, ограничениям и условностям коммерческой культуры; составная часть так называемой контркультуры. Возникло в США в конце 1950-х годов.

Наибольшее развитие получило в киноискусстве преимущественно США конце 1950-х - начале 1970-х годов в качестве альтернативного движения, отрицавшего коммерческое, прежде всего голливудское, кинопроизводство и прокат. В поисках свободной формы андерграунд разрабатывал новаторские выразительные возможности кино, разрушая традиционную повествовательную логику путём обнажения стилистических приёмов; нередко прибегал к сознательному эпатажу. Тяготел к политической ангажированности. Фильмы Дж. Смита, К. Энгера, С. Брекхейджа, Р. Райса и других использовали провокационный материал, затрагивая табуированные темы антибуржуазного протеста, сексуальной свободы и анархии. Автор, являясь одновременно продюсером, сценаристом, режиссёром и прокатчиком, получал полный контроль над собственным произведением. Экзистенциальное отчуждение и отвержение ценностей истеблишмента отразились в фильмах режиссёров Ш. Кларк, Б. Бейли, М. Дерен, Й. Мекаса, фотографа Р. Фрэнка, художника А. Лесли.

Реклама

АНДЕРГРАУНДС ростом политического радикализма во 2-й половине 1960-х годов в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско активизировалась сеть киногрупп «Ньюзрил», чьи коллективные, нарочито анонимные ленты, демонстрируемые на заводах и биржах труда, в публичных библиотеках, школах и колледжах, подрывали ценностную иерархию официозных телерепортажей. Фильмы нью-йоркской «Ньюзрил», а также Л. Хенни, С. Ливайна, П. Шиноффа обеспечивали объективную кинорепрезентацию субкультурных групп: рабочего класса, молодёжи и студенчества, этнических и сексуальных меньшинств. Перформансы с участием актёров Т. Мида или Смита, концептуальные фильмы группы «Флюксус» (Н. Дж. Пайк, Дж. Мачунас, Й. Оно, Дж. Брехт) стали важной частью радикальных практик, прежде всего, нью-йоркского андерграунда. Эротизация реальности как символ освобождения от репрессивного социума прослеживается в работах Энгера, Э. Уорхола, Дж. и М. Кучаров, К. Шниман, Б. Рубин.

В конце 1960-х годов под влиянием американского андерграунда кинокооперативы, утверждавшие приоритет политической ангажированности над поэтической образностью, возникли в ФРГ (В. Шрёдер, Р. В. Фасбиндер, Р. фон Праунхайм - Мюнхен; К. Выборны, В. Некес, Д. О - Гамбург; Х-Screen - Кёльн), Англии (Лондонский кооператив), Италии (Кооператив независимого кино), Нидерландах (группа «Прово»), Австрии (Material-Action) и др. На рубеже 1960-70-х годы наметилось сближение между андерграундом и коммерческим кино: Голливуд активно интегрировал содержательные и формальные находки андерграунда, в то время как художественный арсенал андерграунда пополнился различными приёмами «промышленно-развлекательного комплекса». Уорхол, Б. Коннер, К. Джейкобс, С. Вандербик, пародируя клише массовой культуры, одновременно сами использовали их выразительные возможности. Вынужденная бороться за свою аудиторию по законам индустриального кинематографа, система кинокооперативов в конце концов потерпела поражение, как и породившая её контркультура.   

А. Н. Хренов.

Кадр из фильма «Пылающие создания». Режиссёр Дж. Смит. США, 1963.

Кадр из фильма «Пылающие создания». Режиссёр Дж. Смит. США, 1963.

В музыке термин «андерграунд» со 2-й половины 1960-х годов обозначал направления рок-музыки, оппозиционные официальному искусству и противопоставляющие себя любым проявлениям поп-культуры. Применим ко всей рок-музыке в СССР до середины 1980-х годов (в связи с её негласным запретом). На положении андерграунда в СССР находились электронная музыка (экспериментальная студия Е. А. Мурзина и связанные с ней композиторы Э. Н. Артемьев, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке), электронный арт-рок (ансамбли «Бумеранг», «Форпост»). В среде андерграунда середины 1970-х годов формировался музыкальный  концептуализм: минимализм и так называемая новая простота. Он выходил на поверхность на альтернативных фестивалях современной музыки (Таллин, Новосибирск, Ленинград, Рига, 1970-80-е годы) и легализовался, в том числе в виде ежегодного фестиваля «Альтернатива» (Москва, с 1988 года). Его представители в 1970-х годах - В. В. Сильвестров, А. Пярт, В. И. Мартынов, Г. Пелецис. Идеологически андерграунд оппонировал советскому официозу, культурологически - всякому академизму. Его характеризуют радикальный поворот от структурной изощрённости авангардизма (так называемый авангард-И) к «простоте», отказ от субъективной авторской интонации, работа готовыми стилями, метафоризм, иносказательность, обращение к традициям Востока, новый синкретизм. К андерграунду относят различные экспериментальные, некоммерческие музыкальные  направления, развивающиеся в клубной среде.

М. И. Катунян.

В советском изобразительном искусстве термин «андерграунд» применялся к сообществам середины 1950-х - конца 1980-х годов, представлявшим неофициальное, не признанное властями искусство. В их числе: «Лианозовская группа» (Е. Л. Кропивницкий, Л. Е. Кропивницкий, Л. А. Мастеркова, В. Н. Немухин, Н. Е. Вечтомов, О. Я. Рабин и др., с 1956 года до середины 1970-х годов), студия Э. М. Белютина (с середины 1950-х годов до середины 1970-х годов), группы «Сретенский бульвар» (И. И. Кабаков, Ю. А. Соболев, Э. И. Неизвестный, Ю. Соостер, с 1960 года до середины 1970-х годов), «Движение» (Л. В. Нусберг, Ф. Инфантэ-Арана и др., с 1962 года), «Арго» (Инфантэ-Арана, Л.Ю. Горюнова и др., 1970 год), «Коллективные действия» (А. В.Монастырский,  Н. С. Панитков, Г. Д. Кизевальтер, И. Г. Макаревич, Н. Ф. Алексеев, С. А. Ромашко и др., с 1975 года), «Гнездо» (М. Г. Фёдоров-Рошаль, Г. П. Донской, В. А. Скерсис, 1975 год), «Мухоморы» (С. Гундлах, К. В. Звездочётов, В. И. и С. И. Мироненко и др., с 1978 года), «Клуб авангардистов» и «Чемпионы мира» (2-я половина 1980-х годов) и др. В русле андерграунда развивалось творчество В. А. Сидура, А. Т. Зверева, Э. В. Булатова, И. С. Чуйкова, В. А. Комара и А. Д. Меламида и других представителей авангардизма, движения соц-арт и других оппозиционных направлений.

О. В. Холмогорова.

Э.В. Булатов. «Горизонт». 1971-72. Частное собрание (Париж).

Э.В. Булатов. «Горизонт». 1971-72. Частное собрание (Париж).

Лит.: Renan 5/г. An introduction to the American underground film. N. Y., 1967; Noguez D. Une renaissance du cinema: le cinema «underground» americain: histoire, economic, esthetique. Р., 1985, James D. Allegories of cinema: american film in the sixties. Princeton, 1989; Sitney Р. А. Visionary film: the American avant-garde 1943-2000. Oxf., 2002.