Андреев Леонид Николаевич

АНДРЕЕВ Леонид НиколаевичАНДРЕЕВ Леонид Николаевич [9(21). 8.1871, Орёл - 12.9.1919, деревня Нейвала, Финляндия, ныне посёлок Горьковское Выборгского района Ленинградской области], русский прозаик, драматург, публицист. Отец Д. Л. Андреева. Сын частного землемера. Окончил юридический факультет Московского университета (1897). С 1897 года служил помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, одновременно работал судебным репортёром в газете «Курьер», где с 1900 года вёл два цикла фельетонов - ежедневный «Впечатления» и воскресный «Москва. Мелочи жизни», а с декабря 1901 года заведовал беллетристическим отделом. Первое выступление в печати - рассказ «В холоде и золоте» (1892), но сам Андреев литературным дебютом считал пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська» («Курьер», 1898, 5 апреля). Известность получил после первой книги «Рассказы» (1901), выпущенной на средства М. Горького, публиковался в редактировавшихся им сборниках реалистической направленности. Вместе с тем явственные переклички с классической традицией, с темами и мотивами Ф. М. Достоевского, В. М. Гаршина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова уже в ранних рассказах Андреева («Большой шлем», 1899; «Молчание», 1900; «Стена», 1901; «Бездна», «В тумане», «Мысль», 1902, и др.) соединялись с модернистской интерпретацией бытия и человека, вниманием к иррациональным и подсознательным пластам существования (обусловленным влиянием философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше). Точность в выборе общественно значимой проблематики, возведение социальной конкретики к метафизическим универсалиям, напряжённый психологизм повествования (нередко передающего крайние, «пограничные» состояния персонажей), своеобразие стилевой манеры Андреева-прозаика («Жизнь Василия Фивейского», 1904; «Красный смех», «Вор», 1905; «Губернатор», 1906; «Иуда Искариот и другие», 1907; «Рассказ о семи повешенных», «Мои записки», 1908, и др.), во многом предвещающей поэтику экспрессионизма, делали его новаторское творчество в 1900-х - начале 1910-х годов барометром социокультурных и интеллектуально-эстетических настроений России.

Реклама

В литературе Андреев занимал обособленную позицию, находясь как бы в промежутке между реализмом и модернизмом. В своих мировоззренческих исканиях он (как свидетельствуют биографические материалы - неосознанно) сближался с экзистенциалистской философией Л. Шестова и Н. А. Бердяева. Ярко выраженные в этот период мотивы тотального отчуждения человека от враждебного ему бытия сменяются в 1-й половине 1910-х годов надеждами на возможность примирения с мирозданием (например, рассказ «Полёт», 1914), но в конце жизни вновь усиливаются настроения пессимизма (неоконченный роман «Дневник Сатаны», опубликован посмертно в 1921 году).

В области драматургии новаторство Андреева выразилось в попытках создать пьесы, в которых традиционное жизнеподобие заменялось бы символически насыщенным условным сюжетом, сочетавшимся с экспрессионистским стилем и способным вместить в себя все этапы существования индивида («Жизнь Человека», 1907), обобщённые образы социальных катаклизмов («Царь-Голод», 1908) , фантомы подсознания («Чёрные маски», 1908). В своей концепции «театра панпсихизма» (1912-14) Андреев утверждает приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театра. Отчасти эта концепция была реализована в его поздних пьесах («Тот, кто получает пощёчины», 1915; «Реквием», 1917; «Собачий вальс», 1922), в которых особенно остро звучит тема трагедийности индивидуального существования. Пьесы Андреева, как экспериментальные («Жизнь Человека», «Анатэма», 1908), так и более традиционные («Дни нашей жизни», 1908; «Анфиса», 1909; «Gaudeamus», 1910; «Екатерина Ивановна», 1912), ставили крупнейшие режиссёры (К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд); они с успехом шли во многих российских и европейских театрах.

Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1990-1996; S. О. S.: Дневник. Письма. Статьи и интервью. Воспоминания современников/ Под редакцией и со вступ. ст. Р. Дэвиса и Б. Хеллмана. М. и др., 1994.

Лит.: Горький и Л. Андреев: Неизданная переписка//Литературное наследство. М., 1965. Т. 72; Woodward J.В. L. Andreyev: а study. Oxf., 1969; Бабичева Ю.В. Драматургия Л. Н. Андреева эпохи первой русской революции. Вологда, 1971; Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века М., 1975. С. 212-264; Иезуитова Л. А. Творчество Л. Андреева (1892-1906). Л., 1976; Martini А. Erzahltechniken L.N. Andreevs. Milnch., 1978; Беззубов В. И. Л. Андреев и традиции русского реализма. Тал., 1984; Hutchings S. А. Semiotic analysis of the short stories of L. Andreev, 1900-1909. L., 1990; Л. Андреев: Материалы и исследования. М., 2000; Л. Н. Андреев: Библиография /Сост. В. Н. Чуваков. М., 1995-1998. Вып. 1-2.

М. В. Козъменко.