Анимационное Кино
АНИМАЦИОННОЕ КИНО, анимация (от латинского animatio - одушевление, оживление), синтетическое аудиовизуальное искусство, в основе которого лежит иллюзия оживления созданных художником объёмных и плоских изображений или объектов предметно-реального мира, запечатлённых на кино-, видеоплёнке покадрово. Другое название анимационного кино - мультипликационное кино, мультипликация (от латинского multiplicatio - умножение). Возникновение и развитие анимации как самостоятельного вида творчества тесно связано с историей технологий, создающих иллюзию движения, которые разрабатывались в Европе задолго до изобретения кинокамеры братьями Люмьер (зоотроп, фенакистископ и прочие механические и оптические приспособления). Наиболее совершенным аппаратом был праксиноскоп Э. Рейно (запатентован во Франции в 1877 году; с 1892 года проводились публичные сеансы с цветным изображением и музыкальным оформлением).
Пионеры анимационного кино (в Европе - Э. Коль, В. Бергдаль, Л. Райнигер, в США - С. Блэктон, У. Маккей, М. и Д. Флейшеры) развивали пластические особенности нового искусства, синтезируя элементы комиксов, кинематографа, комического и музыкального театра. Первооткрывателем объёмной анимации в 1911 году был российский оператор и режиссёр В. А. Старевич, добившийся натуралистических форм и пластики в одушевлении кукольных персонажей. Большое влияние на развитие мирового анимационного кино оказал американский художник и режиссёр У. Дисней. Он создал мощную индустрию с популярными рисованными персонажами (Микки-Маус, Дональд-Дак и др.), с начала 1930-х годов на десятилетия определившую эстетические и идеологические каноны классического анимационного кино (антропоморфизм, шаржированный натурализм рисунка, авантюрно-романтичная сюжетика, трюково-гэговая стилистика и тому подобное).
Реклама
В 1936 году была основана и к 1960-м годам приобрела мировую известность первая и крупнейшая в СССР студия «Союзмультфильм». Стиль классического отечественного анимационного кино, основанного на традициях русской литературы и искусства, создали Л. А. Амальрик, Л. К. Атаманов, Д. Н. Бабиченко, В. С. и 3. С. Брумберг, Б. П. Дёжкин, И. П. Иванов-Вано, Ю. А. Меркулов, В. И. Полковников, А. Л. Птушко, В. Г. Сутеев, Н. П. Ходатаев, М. М. Цехановский, Д. Я. Черкес и др. В процессе развития анимационное кино обрело многообразие технологических форм: от традиционного оживления рисунка, живописи, фотографии, плоских марионеток, кукол, пластилина, сыпучих материалов или иных объёмных фактур - до «игольчатого экрана» А. А. Алексеева (объёмнографические композиции из подвижных иголок), бескамерной анимации Н. Мак-Ларена (покадровое рисование на плёнке), «пиксиляции» (покадровая съёмка натурного кино), двух- и трёхмерной компьютерной анимации (виртуальные движущиеся персонажи и виртуальная среда) и т. д.
После 2-й мировой войны во многих странах Европы начали складываться национальные школы анимационного кино. Особые эстетические вехи в истории анимации связаны с обращением к условно-метафорическому языку, авангардным формам искусства, философско-публицистическим темам, а также с максимальным авторским самовыражением художников. Среди наиболее значимых режиссёров 1940-80-х годов: Дж. Халас (Великобритания), Й. Трнка, К. Земан, Я. Шванкмайер (Чехословакия), В. Мимица, Д. Вукотич (Югославия), Б. Боццетго (Италия), Дж. Даннинг, С. и Т. Куэй (Великобритания), Р. Серве (Бельгия), П. Дриссен (Нидерланды), 3. Рыбчинский, Я. Лениц (Польша), Ф. Бак, К. Лиф (Канада), В. Боровчик, Р. Лалу (Франция), Т. Динов (Болгария), К. Кавамото (Япония) и др.
В 1960-80-е годы значительный вклад в отечественное анимационное кино внесли Ф. С. Хитрук, А. Ю. Хржановский, Н. Н. Серебряков, Р. А. Качанов, В. М. Котёночкин, Ю. Б. Норштейн, А. М. Татарский, А. А. Петров, В. М. Угаров, Л. В. Носырев, И. Н. Гаранина, Э. В. Назаров, Г. Я. Бардин, Р. В. Давыдов, И. А. Ковалевская (Россия), Р. Раамат и П. Пярн (Эстония), Р. Стиебра и А. Бурове (Латвия), Е. Я. Сивоконь и Д. Я. Черкасский (Украина), Р. Саакянц (Армения). На протяжении всей истории анимационного кино ведущая роль наряду с режиссёром принадлежала художнику. Среди крупнейших художников отечественного анимационного кино: С. А. Алимов, А. В. Винокуров, В. Н. Зуйков, Л. И. Мильчин, В. А. Никитин, С. К. Русаков, А. М. Савченко, А. П. Сазонов, М. А. Соколова, А. А. Спешнева, Л. А. Шварцман, Ф. А. Ярбусова. Развитие сети профессиональных киношкол и международной фестивальной деятельности в 1990-е годы дало новый импульс расширению стилевого, жанрового и технологического многообразия анимационного кино.
Заявило о себе новое поколение режиссёров. Смена поколений и техническая модернизация в экранных искусствах на рубеже 20-21 веков изменили идеологию и эстетические принципы анимационного кино, которое всё шире включает элементы документалистики, видео-арта, компьютерного дизайна. Крупнейшие международные фестивали анимационного кино проводятся в Анси (Франция), Оттаве (Канада), Эшпинью (Португалия), Загребе (Хорватия), Хиросиме (Япония), Сеуле (Южная Корея), Штутгарте (Германия). Международный фестиваль «КРОК» проводится: с 1991 по 1997 годы как биеннале на территории Украины, а с 1998 года - ежегодно и поочерёдно в Украине и в Российской Федерации.
Лит.: Sadoul G. Le cinema. Son art, sa technique, son economic. Р., 1948; Садулъ Ж. Всеобщая история кино: В 6 т. М., 1958-1963; Halas J., Manvell R. Art in movement. L., 1970; Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. М., 1978; Асенин С. В. Мир мультфильма. М., 1986; Юренев Р. Н. Краткая история киноискусства. М., 1997; The tour of animation in 84 films. Jewels of Century. Annecy, 2000.
Н. В. Лукиных.