Анималистический Жанр

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР, анималистика (от латинского animal - животное), вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных. В первобытном искусстве животные были главными предметами изображения, наделялись магическим смыслом (смотри Тотемизм). В палеолитических пещерных росписях их образы отличались натуроподобием; в неолите изображения часто схематизируются, приобретая орнаментальный или знаковый характер, эта черта сохраняется позднее в фольклоре (где животные часто исполняют роль оберегов), а также в геральдике. Стилизация часто сочетается с острой передачей деталей (например, в так называемом зверином стиле). Искусство Древнего мира изображало животных как зооморфных божеств, в греко-римской античности распространение получили повествовательные сюжеты, лишённые магического значения. Средневековье культивировало символико-нравоучительную анималистику, кодифицированную в специальных книгах типа бестиариев и «Физиолога» .

С 16 века анималистика становится самостоятельным жанром, получили распространение сделанные с натуры изображения (А. Дюрер), а нравоучительная функция анималистического жанра закрепилась в эмблемах, иллюстрациях к басням и в карикатуре. Анималистический жанр получил развитие в 17 веке во Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в Голландии (П. Поттер, М. де Хондекутер), в 18 веке во Франции (Ж. Б. Удри), России (И.Ф. Гроот). В 19 веке большое влияние на развитие этого жанра оказало общее стремление к точности изображения (Дж. Одюбон в США, П. К. Клодт и Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии и др.).

Реклама

В 20 веке выдающийся вклад в анималистический жанр внесли и художники, обращавшиеся к нему лишь в отдельных работах (В. А. Серов, Ф. Марк, П. Пикассо, С. Дали и так далее), но придававшие ему весьма важное символическое значение. Современные анималисты зачастую связаны с научной иллюстрацией и декоративно-прикладным творчеством (В. А. Ватагин, Е. И. Чарушин и др.). Тематика, связанная с изображением животных, составляет популярный раздел китча.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Лит.: Ватагин В.А. Изображение животного. М., 1957; Klingender F. D. Animal in art and thought: the end of Middle ages. Camb., 1971; Clark К. Animals and men: their relationship as reflected in Western art from prehistory to the present day. L., 1977; Тихонова В. А. Лик живой природы. Очерки о советских скульпторах-анималистах. М., 1990; Moore R. Animals in art. Hove, 1995; Соколов М. Н. Фауна // Соколов М. Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002.

М. Н. Соколов.