Анкетирование
АНКЕТИРОВАНИЕ, один из методов массового опроса, при котором респонденты (опрашиваемые) получают анкету (вопросник) для самостоятельного чтения и заполнения, в отличие, например, от интервьюирования. Анкетирование применяется в социальных обследованиях со 2-й половины 19 века. В России этот метод был распространён в земской статистике 1870-90-х годов. В 21 веке используется практически во всех социальных и гуманитарных науках - в антропологии, демографии, истории, политологии, психологии, социальной психологии, социологии, экономике, этнографии и др. Специфика предмета каждой науки порождает различные инструментальные модификации метода анкетирования.
Анкетирование классифицируется: 1) по численности опрашиваемых - индивидуальное, групповое, массовое; 2) по способу отбора респондентов - сплошное, выборочное (смотри Выборочный метод); 3) по месту проведения - дома, на работе, в учебных заведениях, целевых аудиториях (театрах, кинотеатрах, выставках, больницах и так далее); 4) по способу доставки анкеты - раздаточное (анкета оставляется респонденту для заполнения и затем забирается анкетёром в условленное время), почтовое (анкета доставляется по почте с оплаченным конвертом для возврата), прессовое (анкета публикуется в СМИ, в Интернете).
Реклама
Анкета разрабатывается по определённым правилам. Вопросам предшествует информация об организации, проводящей опрос, теме, целях и задачах анкетирования, правах респондента (анонимность, конфиденциальность), правилах заполнения анкеты и др. Вопросы сопровождаются методическими указаниями для респондента. Формулировки вопросов составляются в соответствии с литературными нормами языка, правилами логики, синтаксиса и т. д. Не допускаются наводящие вопросы. В анкете учитываются психологические, социокультурные, национальные и социально-демографические особенности опрашиваемых совокупностей респондентов.
Анкетирование имеет свои преимущества и ограничения в обеспечении достоверности и надёжности получаемых результатов. К преимуществам анкетирования относится его оперативность и экономичность. Ограниченность анкетирования проявляется при самостоятельном заполнении анкеты, когда возможны ошибки (в основном технического свойства) и смещения в ответах (влияние присутствующих). Относительно представительности результатов (смотри Репрезентативность) некоторые ограничения, связанные с возвратом анкет, имеет почтовое анкетирование. (Они могут компенсироваться специальными приёмами контроля и стимулирования возврата анкет.) Прессовое анкетирование, включая Интернет-опросы, интерактивные опросы на ТВ, по радио, представляет только совокупность ответивших. На основании результатов такого опроса нельзя делать выводы о распределении мнений во всей аудитории и тем более среди всего населения.
Соблюдение всех нормативных и методических требований при подготовке и проведении анкетирования позволяет получать достоверную информацию о состоянии общественного мнения. Смотри также Эмпирическое социальное исследование.
Лит.: Belson W.А. The design and understanding of survey questions. Aldershot, 1981; Яковенко Ю. И., Паниотто В. И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. К., 1988; Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989; Садмен С., Брэдбери Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента. М., 2002; Садмен С., Брэдберн Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы. М., 2003.
О. М. Маслова.