Анненский Иннокентий Фёдорович

АННЕНСКИЙ Иннокентий ФёдоровичАННЕНСКИЙ Иннокентий Фёдорович [20.8(1.9).1855, Омск 30.11(13.12). 1909, Санкт-Петербург], русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог. Окончил Петербургский университет (1879). Преподавал древние языки, греческую литературу, теорию словесности; был директором Николаевской царскосельской гимназии (1896-1905), инспектором Петербургского учебного округа.

В 1880-90-е  годы публиковал статьи по проблемам педагогики и филологии. В 1890-1900-е годы выполнил полный стихотворный перевод трагедий Еврипида. При жизни Анненский опубликовал единственный сборник стихов «Тихие песни» (1904; под псевдонимом Ник. Т-о), трагедии в стихах «Меланиппа-философ» (опубликован в 1901), «Царь Иксион» (опубликован в 1902), «Лаодамия» (1902, опубликован в 1906), литературно-критическое эссе «Книга отражений» (1906), «Вторая книга отражений» (1909). Посмертно изданы сборник «Кипарисовый ларец» (1910), вакхическая драма «Фамира-кифаред» (1906, опубликована в 1913; поставлена А. Я. Таировым, 1916), «Посмертные стихи Ин. Анненского» (1923). Творчество Анненского сформировалось под влиянием французской поэзии конца 19 века, русской психологической прозы 19 века и наследия античной классики.

Реклама

Не принадлежа формально к символистской школе, Анненский был внутренне близок символистам в использовании потенциальной многозначности слова, музыкальной  организации стиха. Лирический герой Анненского, обострённо чувствующий трагедию эпохи, сознательно выбирает обречённую на поражение борьбу с миром как единственно возможный путь противостояния его деформирующему влиянию. Взаимодействие интеллектуально-философских и импрессионистических начал поэзии Анненского формирует особый образный ряд, в котором объединяются реальное и фантастическое, предметно-конкретное и отвлечённое. Возникновение новых ассоциативных связей обусловливает циклизацию, которая намечается в «Тихих песнях» и становится основным принципом группировки стихов в «Кипарисовом ларце» (трилистники, складни). Активно используя прозаизмы, Анненский одним из первых в русской литературе создаёт эффект диссонанса не только лексического, но и интонационно-ритмического, нередко подчёркнутого графически. Импрессионистичность стиля с установкой на недосказанность, прерывистость, незавершённость характерна и для Анненского-критика. «Книги отражений» не литературно-критическое сочинение в строгом смысле слова, но художественно-психологический комментарий к литературной классике, попытка обнаружить законы единства личности автора и созданного им произведения. В своих оригинальных драмах Анненский, сохраняя миф в качестве универсальной сюжетообразующей основы, проецирует на неё проблематику своей лирики, создавая синтез двух культурных слоёв античной классики и модернизма. Творчество Анненского во многом определило поэтику русского акмеизма. В плане лексических, стилевых, ритмических новаций Анненский предвосхитил психологическую новеллистичность стихов А. А. Ахматовой, диалог культур в поэзии О. Э. Мандельштама, самоценность вещного мира в лирике Б. Л. Пастернака, ритмико-интонационные эксперименты В. В. Маяковского и В. Хлебникова.

Соч.: Книги отражений. М., 1979; Стихотворения и трагедии. Л., 1990.

Лит.: Лавров А.В., Тименчик Р. Д. И. Анненский в неизданных воспоминаниях // Памятники культуры: Новые открытия. 1981. М., 1983; Федоров А.В. И. Ф. Анненский: Личность и творчество. Л., 1984; Беренштейн Е.П. Символизм И. Анненского. Тверь, 1992; И. Анненский и русская культура XX век СПб., 1996; Гинзбург Л. Я. Вещный мир // Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997; Гаспаров М. Л. Еврипид И. Анненского // Еврипид. Трагедии. М., 1999. Т. 1.

Г. Н. Шелогурова.