Антифон

АНТИФОН (от греческого ?ντ?φωνος - звучащий в ответ; откликающийся, вторящий), в христианском богослужении - название различных певческих жанров, указывающее либо на способ исполнения (смотри Антифонное пение), либо на наличие припева (или рефрена) к псалмодируемым стихам текста (чаще библейского).

В византийский традиции, вероятно, антифон первоначально - припев к антифонно исполнявшимся стихам, позднее - псалом или библейская песнь вместе с припевом (такие антифоны составляли основу суточного круга древнего соборного богослужения Константинополя). В современном православном богослужении антифон - песнопения, исполняющиеся попеременно на 2 клиросах. В начале вечерни и утрени (во время Великого поста также на часах) звучат антифоны кафизм (частей Псалтири); каждая из 20 кафизм состоит из 3 антифон. На воскресных и праздничных утренях перед чтением Евангелия поются степенные антифоны (помещены в Октоихе; названы по Пс. 119-133, с которыми они первоначально исполнялись). На утрене Великой пятницы поются 15 антифон, посвящённых распятию Иисуса Христа (помещены в Триоди Постной). Антифоны литургии (помещены в Минее и Ирмологии) разделяются на праздничные (стихи из разных псалмов с припевами; поются на праздники, посвящённые Христу, в греческой традиции также на богородичные двунадесятые праздники), изобразительные (Пс. 102, 145 и блаженны - заповеди блаженства из Нагорной проповеди, с припеваемыми к ним тропарями; поются в воскресенья, субботы и другие праздничные дни) и вседневные (избранные стихи из Пс. 91, 92, 94). 3 особых антифона содержатся в чине пострига в Великую схиму (помещены в Требнике). Антифоны кафизм, как правило, читаются (всегда поётся только 1-й антифон 1-й кафизмы «Блажен муж» - стихи Пс. 1-3 с припевом «Аллилуйя»), антифоны исполняются на гласовые или иные традиционные и авторские распевы.

Реклама

С. И. Никитин.

В католическом богослужении антифон называется рефрен, исполняющийся до и после псалма или евангельских песней (смотри Магнификат, Песнь библейская). В прошлом возобновлялся после каждого псалмового стиха. Ныне стихи псалма исполняются большей частью подряд, без перерыва; антифон звучит только дважды (в начале и в конце) и утрачивает своё значение рефрена. Некоторые виды антифонов исполняются без псалмов и напоминают гимны. Антифон - наиболее употребительный жанр григорианского хорала и (вместе с псалмом) самая распространённая форма в музыке католической литургии. Антифоны поются в различных частях оффиция и мессы. К особым моментам службы приурочены инвитаторий (латинский invitatorium) - предначинательный антифон, интроит (introitus) - входной антифон мессы, коммунио (communio) - причастный антифон Псалмы исполняются антифонно двумя группами певчих, однако сам антифон поётся хором, без деления на группы. Тон, на который распевается псалом, всегда соответствует ладу антифон. Окончание псалма соединяется с началом антифон с помощью нормативной мелодической фразы - дифференции (differentia; в нотах обозначается «euouae» - гласными текста «seculorum amen» - «[во веки] веков аминь»). Мелодии антифон, как правило, невелики по объёму и содержат лишь незначительный распев слогов. Исключение составляют: 4 марианских «финальных антифон» (во славу Богоматери) - «Alma Redemptoris mater» («Благодатная Мать Спасителя»), «Ave regina caelorum» («Радуйся, Царица небес»), «Regina caeli» («Царица неба») и «Salve regina» («Привет Тебе, Царица») (исполняются без псалма); 7 больших, называемых также «О-антифонами» (antiphonae maiores, начинаются с междометия «о»); процессионные антифоны, приуроченные к праздникам церковного года (Вербное воскресенье, неделя перед Вознесением и др.) и специальным церковным службам (освящению храма, коронации, погребению и т.п.), во время которых совершался ход (ныне, с сокращением количества процессий, почти исчезли). Мелодии этих особых антифон отличаются протяжённостью, некоторые процессионные и все марианские антифоны написаны в мелизматическом стиле.

Основу изучения исторических форм западных антифон заложил монах-бенедиктинец Р. Эсбер, который исследовал и классифицировал свыше 1000 рукописей.

С. Н. Лебедев.

Изд.: Октоих нотного пения. СПб., 1900; Обиход нотного пения употребительных церковных распевов. М., 1909. Ч. 1-2; Corpus antiphonalium officii. Roma, 1968. Vol. 3: Invitatoria et antiphonae / Ed. R.-J. Hesbert; Никольский К., священник Учебный устав богослужения. М., 1999. Т. 2; Свод сочинений и напевов Православной церкви / Сост. И. А. Журавленко. М., 2002.