Антигона

АНТИГОНААНТИГОНА (’Αντιγ?νη), в греческой мифологии дочь царя Фив Эдипа и Иокасты, сестра Этеокла, Полиника, Исмены. Антигона - образец любящей дочери и сестры. Она сопровождала ослепившего себя и изгнанного из Фив Эдипа и только после его смерти вернулась в Фивы, осаждённые войсками семерых вождей во главе с Полиником, жаждавшим захватить престол после смерти отца. Когда в поединке братья Этеокл (защищавший город) и Полиник (осаждавший его) убили друг друга, царь Фив Креонт (брат Иокасты) запретил под страхом смертной казни хоронить изменника Полиника, но Антигона не оставила на съедение птицам и псам родного по крови человека. Она, следуя старинным неписаным законам, некогда установленным богами, совершила символический ритуал погребения, посыпав тело брата землёй. Несмотря на просьбы своего сына Гемона (любившего Антигону), Креонт приказал заключить её в пещеру, где она должна была умереть голодной смертью. Но девушка кончает жизнь самоубийством. Проникший в пещеру Гемон тоже убивает себя.

Реклама

На основе этого варианта мифа, получившего наибольшее распространение, Софокл создал трагедию «Антигона» (около 442 года до нашей эры). Существовали и другие версии мифа, в которых Антигона с Исменой после похорон Полиника бежали в Аргос. Застигнутые Лаодамантом, сыном Этеокла, они нашли убежище в храме Геры и, когда Лаодамант поджёг храм, сгорели в нём заживо. Поздний мифограф Гигин (1 век нашей эры) повествует (Рассказы, 72), что Антигона и Аргия, жена Полиника, положили ночью его тело на погребальный костёр Этеокла. Стражники пытались схватить женщин, но Аргия бежала, Антигону же привели к царю, и тот

приказал Гемону, жениху Антигоны, её убить. Гемон тайно спрятал Антигону у пастухов и обманул отца. Антигона родила Гемону сына, который, возмужав, пришёл в Фивы на игры, но Креонт узнал внука по знаку на теле, бывшему у всех потомков спартов - людей, рождённых из посеянных Кадмом зубов убитого им дракона. Несмотря на просьбы Геракла простить Гемона, Креонт был неумолим. Тогда Гемон убил себя и Антигону. Видимо, эта версия восходит к не дошедшей до нас трагедии Еврипида «Антигона».

Лит.: Fraisse S. Le mythc d’Antigone. Р., 1974. 

А.А. Тахо-Годи.