Антиохийская Православная Церковь

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ церковь (АПЦ; Антиохийский патриархат), одна из старейших автокефальных православных церквей.

История АПЦ. Основана в Антиохии - третьем по величине и значению городе Римской империи 1-2 веков. Упоминание Антиохии в Новом Завете связано с рассказом о выборах первых 7 диаконов Церкви (Деяние 6:3-6). В Антиохии христиане из числа уроженцев Кипра и Киренаики проповедовали как среди иудеев, так и среди эллинов (Деяние 11:20). Церковь Антиохии возникла в 40-е годы 1 века нашей эры, её основателями традиционно считаются апостолы Павел и Пётр. Именно в Антиохии последователи Христа «в первый раз стали называться христианами» (Деяние 11:26).

На 1-м Вселенском (Никейском) соборе (325 год) была подтверждена древняя традиция, в соответствии с которой епископ Антиохийский, как и епископы Александрийский и Римский, провозглашался епископом своего округа, включавшего Сирию, Финикию, Палестину, Аравию, Киликию, Исаврию, Кипр и Месопотамию. После 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431 год), на котором был анафематствован Несторий, от АПЦ отделились христианские общины персидской Месопотамии. На 4-м Вселенском (Халкидонском) соборе (451 год) предстоятель АПЦ занял четвёртое по чести место (после патриархов Римского, Константинопольского и Александрийского, перед Иерусалимским). По решению этого же собора 58 епископий АПЦ были переданы Иерусалимской православной церкви. Осуждение монофизитства на 4-м Вселенском соборе привело к тому, что в середине 6 века Антиохийская церковь фактически разделилась на 2 церкви: православную (мелькитскую, от сирийского слова «мельк» - царь, то есть поддерживаемую византийским императором) и монофизитскую (яковитскую, по имени епископа Эдесского Якова Барадея). В период арабского владычества (634-969 годы) АПЦ сумела сохранить свой статус (при том, что арабы поддерживали яковитов). В конце 7-начале 8 веков часть сирийских христиан, не принявших осуждение на 6-м Вселенском соборе (680 год) учения об одной воле во Христе (монофелитства), образовали отдельный маронитский патриархат Антиохии (смотри Марониты). После того, как Византия отвоевала Антиохию, единственной законной церковью в Сирии была признана АПЦ. Во время походов крестоносцев в Антиохии был создан католический патриархат (начало 12 века). В 12-13 веках православные патриархи, как правило, проживали в изгнании. В ходе мамлюкского завоевания Антиохия была разрушена (1268 год), и с 1366 года патриарший престол был перенесён в Дамаск. В 18 веке произошёл раскол, в результате которого из АПЦ выделилась униатская Мелькитская церковь, подчинённая папе Римскому, но сохраняющая традиционные обряды.

Реклама

Современное положение АПЦ. Высшей властью в вопросах вероисповедания, законодательства и управления является Священный Синод в составе 20 митрополитов. В нём председательствует патриарх, который осуществляет высшую исполнительную власть (с 1979 года - Игнатий IV). Резиденция патриарха находится в Дамаске.

Численность верующих АПЦ составляет около 800 тысяч человек (2004 год). По этнической принадлежности - преимущественно арабы, главным образом в Сирии и Ливане. Богослужение ведётся на арабском и греческом языках. Патриархат состоит из 23 архидиоцезов (епархий), из которых 6 находятся в Сирии, 6 - в Ливане, 3 - в Турции, 1 - на территории Ирака и Аравийского полуострова, 5 - в Северной, Центральной и Южной Америке, 1 - в Австралии и Новой Зеландии и 1 - в Западной Европе. На 2004 год в Антиохийском патриархате, по официальных данным, около 780 церквей и часовен (из них 560 - за пределами Азиатского континента), в которых служат около 860 священников и диаконов. В Сирии и Ливане насчитывается около 30 монастырей АПЦ, есть монастыри в Западной Европе и Америке.

АПЦ является членом Всемирного совета церквей и Совета церквей Ближнего Востока.

В Москве имеется представительство АПЦ - Антиохийское подворье.

Лит.: Лебедев А. П. История греко-восточной Церкви под властью турок: От падения Константинополя (1453) до настоящего времени. Сергиев Посад, 1896-1901. Т. 1-2; История христианской Церкви в XIX в.: Православный Восток. СПб., 1908. С. 238-261; Соколов И. И. Церковь Антиохии. СПб., 1914; Atiya А. А history of Eastern Christianity. L., 1968; Skaff Е.В. The place of Antioch in church history. Camb. (Mass.), 1993; Dick I. Les Mclkites: Grecs-Orthodoxes et Grecs-Catholiques des Patriarcats d’Antioche, d’Alexandrie et de Jerusalem. Turnhout, 1994; Christian communities in the Arab Middle East. Oxf., 1998; Антиохийская Православная Церковь// Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2.