Антиохийская Школа

АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА, направление богословской мысли в Антиохии. Существовала на протяжении 4-5 веков и развивалась параллельно Александрийской школе, а иногда и ей в противовес. Различие школ прослеживается по двум основным моментам: в экзегетическом методе и христологическом учении. Основатель Антиохийской школы - епископ Лукиан, вокруг которого сформировалась группа учеников, в том числе несколько будущих представителей арианства (сам Арий, Евсевий Никомидийский и др.).

Расцвет школы относится к концу 4-5 веков (Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский и Феодорит Кирский). Удар по репутации школы нанесло развитие Несторием и его сторонниками (смотри Несторианство) некоторых аспектов христологического учения Антиохийской школы - вплоть до непризнания термина «Богородица». Несторианство было осуждено на 3-м Вселенском соборе (431 год), что в дальнейшем повлекло за собой преобладание александрийского направления в православном богословии. Впервые синтез христологических посылок двух школ осуществился в «Томосе» папы Льва Великого (449 год), ставшем одним из главным источников вероопределения, принятого на 4-м Вселенском соборе в Халкидоне (451 год). Благодаря этому вероопределению наиболее ценные аспекты антиохийской христологии были органично включены в православную догматику.

Реклама

Экзегеза Антиохийской школы исходила из принципа, что текст должен быть объяснён «из самого себя». В противоположность приоритету духовного смысла у Оригена и у некоторых других александрийских церковных писателей, оттеняющих «вневременное» и «вечное» в Священном Писании, Антиохийская школа стремилась заострить внимание на историческом подходе. Земная жизнь Христа и её человеческие реалии занимали важное место в их богословских рассуждениях. Отсюда у некоторых антиохийцев (Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского) стремление к соблюдению «симметрии» в христологии, то есть равных пропорций соотношения двух природ во Христе - божественной и человеческой. Они особо подчёркивали, что Словом Божиим является человек по имени Иисус. Крайние выводы из этого тезиса вплотную приблизили некоторых из них (в частности, Феодора и Нестория) к признанию двух субъектов во Христе, то есть к христологическому дуализму.

Лит.: Schaublin С. Untersuchungen zu Methode und Herkunft der antiochenischen Exegese. Koln, 1974; Drijvers Н.J. W. History and religion in late antique Syria. Aldershot, 1994; Сидоров А. И. Блаженный Феодорит Кирский - архипастырь, монах, богослов: Его значение в истории древнехристианской Церкви и православного богословия // Феодорит, епископ Кирский. История боголюбцев. М., 1996. С. 3-136; он же. Богословские школы древней церкви // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5; Сагарда А. И., Сидоров А. И. Антиохийская богословская школа и ее представители: Этан становления// Уч. западной Российского православного университета. 1998. Вып. 3.           

А. И. Сидоров.